Недействующий

УСТАВ  

Нижегородской области

(с изменениями на 10 ноября 2005 г.)


24 апреля 1995 года                                                                                                                                                                 г.Нижний Новгород

     

_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 30.12.2005 № 220-З
_______________________________________________________________________________

     
---------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Нижегородской области от 01.04.1996  № 24-З;
     Законом Нижегородской области от 22.08.1997  № 85-З;
     Законом Нижегородской области от 23.02.2000  № 91-З;
     Законом Нижегородской области от 24.08.2000  № 129-З;
     Законом Нижегородской области от 20.11.2000  № 142-З;
     Законом Нижегородской области от 09.04.2001  № 175-З;
     Законом Нижегородской области от 02.10.2001  № 204-З;
     Законом Нижегородской области от 16.10.2001  № 213-З;
     Законом Нижегородской области от 17.10.2001  № 214-З;
     Законом Нижегородской области  от 28.06.2002  № 35-З;
     Законом Нижегородской области от 14.07.2003  № 61-З;
     Законом Нижегородской области от 22.10.2003  № 97-З;
     Законом Нижегородской области от 12.02.2004  № 13-З;
     Законом Нижегородской области от 30.04.2004  № 28-З;
     Законом Нижегородской области от 13.09.2004 № 100-З;
     Законом Нижегородской области от 14.03.2005  № 24-З ;
     Законом Нижегородской области от 02.08.2005  № 92-З ;
     Законом Нижегородской области от 15.08.2005  № 108-З;
     Законом Нижегородской области от 10.11.2005  № 175-З
 ----------------------------------------------------------------------------------     

Принят Законодательным Собранием Нижегородской области 18 апреля 1995 года      


Мы, полномочные представители населения Нижегородской области, избранные для осуществления государственной законодательной власти на ее территории,

руководствуясь Конституцией Российской Федерации и федеральными законами,

признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности,

заботясь о сохранении государственной целостности Российской Федерации и укреплении ее федеративных основ, (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З )

учитывая необходимость укрепления единых начал и созидательного разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную,

придавая важное значение развитию местного самоуправления,

исходя из ответственности перед населением Нижегородской области,

принимаем настоящий Устав Нижегородской области, знаменующий ее вступление в конституционные права субъекта Российской Федерации, определяющий порядок образования органов государственной власти и местного самоуправления, основные начала их деятельности по реализации и защите прав и свобод граждан, по решению других задач общественно-политического и социально-экономического развития Нижегородской области.

РАЗДЕЛ  I

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1

Нижегородская область - субъект Российской Федерации

Статья 1


1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Нижегородская область (далее - область) является субъектом Российской Федерации.

2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.

3. Устав Нижегородской области (далее - Устав области) имеет прямое действие на ее территории. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу области.

4. Территория области является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации. Официальным документом, определяющим границы области, является Описание границ Нижегородской области, согласованное с граничащими с областью субъектами Российской Федерации.

5. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области, границы области - по согласию области, граничащих субъектов Российской Федерации и Российской Федерации.

6. Изменения статуса и границ области не могут быть осуществлены без учета волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.

Статья 2


1. Регулирование административно - территориального устройства области осуществляется в порядке, установленном законом области в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З )

2. Административно - территориальные и муниципальные образования, городские и сельские поселения регистрируются в порядке, установленном законом области, и вносятся уполномоченным органом исполнительной власти области в Реестр административно- территориальных и муниципальных образований, городских и сельских населенных пунктов Нижегородской области. (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З )

3. Образование, преобразование или упразднение административно-территориальных единиц, отдельных поселений, за исключением закрытого административно-территориального образования, производятся Законодательным Собранием Нижегородской области с учетом волеизъявления населения. Присвоение наименования и переименование административно-территориальных единиц, поселений области осуществляются по представлению Законодательного Собрания области в порядке, установленном федеральным законодательством. (в ред.Закона области от 23.02.2000  № 91-З)   

4. Административным центром области является город Нижний Новгород, его статус определяется законом области, принимаемым с учетом предложений органов самоуправления города.

5. Область имеет свой герб, статут которого определяется законом области, флаг, гимн, статут которых определяется соответствующими положениями, утвержденными Законодательным Собранием Нижегородской области. (в ред. Закона области от 22.08.97 № 85-З)

Статья 3


1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области, их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации в пределах их полномочий.

2. По установленным Конституцией Российской Федерации предметам ведения Российской Федерации органы государственной власти области осуществляют лишь правоприменительную деятельность, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами принимают законы области и иные нормативные правовые акты. (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З )

3. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, органы государственной власти области вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области приводятся в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев или иной срок, установленный в федеральном законе. (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З ; в ред.Закона Нижегородской области от 12.02.2004  № 13-З )

4. Вне пределов ведения, указанных в пунктах 2 и 3 данной статьи, область обладает всей полнотой государственной власти, осуществляет собственное правовое регулирование путем принятия органами государственной власти области законов области и иных нормативных правовых актов. (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З )

Глава 2

Основы организации государственной власти в области

Статья 4


1. Источником государственной власти области является ее население как неотъемлемая часть народа Российской Федерации.

2. Население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.

3. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы.

4. Референдум и выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами области.

5. Депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области и Губернатор Нижегородской области представляют интересы населения области и ответственны перед ним. (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З )

6. Никакая часть населения области, никакое объединение, никакое отдельное лицо не могут присваивать власть и властные полномочия законно избранных органов государственной власти области и их должностных лиц.

Статья 5


1. Органы государственной власти области образуются и действуют, исходя из единства системы государственной власти Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

2. Государственная власть в области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Законодательную власть в области осуществляет ее высший и единственный законодательный (представительный) орган - Законодательное Собрание Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание). (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З )

4. Исполнительную власть в области осуществляют органы исполнительной власти области во главе с высшим исполнительным органом государственной власти области - Правительством Нижегородской области (далее - Правительство), возглавляемым высшим должностным лицом области - Губернатором Нижегородской области - Председателем Правительства (далее - Губернатор).   (в ред.Закона области от 15.08.2005  № 108-З)

5. Судебную власть в области осуществляют федеральные суды, мировые судьи и Уставной суд Нижегородской области. (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З)

6. Функции федеральной государственной власти на территории области в пределах своих полномочий осуществляют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З)

Глава 3

Права и свободы человека и гражданина в области

Статья 6


1. В области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.

2. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина являются основным содержанием деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления области.

Статья 7


1. В области не должны издаваться законы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З)

2. Каждый гражданин на территории области имеет право в установленном федеральными законами порядке на возмещение вреда, причиненного действием или бездействием органов государственной власти и местного самоуправления области, их должностных лиц. (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З )

3. Для реализации совместных полномочий Российской Федерации и области по защите прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств на основе соответствующего федерального закона в области может быть учреждена должность уполномоченного по правам человека в Нижегородской области. (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З)

Статья 8


1. Жители области и иные граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления области.

2. Депутаты Законодательного Собрания, Губернатор, выборные должностные лица местного самоуправления, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления области обязаны в срок не более месяца дать ответ на письменное или устное (во время приема населения) обращение лица, требующего ответа. (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З)

Статья 9


1. Органы государственной власти области выносят наиболее важные вопросы государственной жизни на обсуждение населения области или на областной референдум.

2. Обсуждение этих вопросов может осуществляться гражданами коллективно (на собраниях по месту работы и жительства) и индивидуально. Свои предложения граждане вправе направлять непосредственно в органы государственной власти области и местного самоуправления, в областные и местные средства массовой информации, которые организуют освещение хода обсуждения вопросов и проектов нормативных правовых актов.

3. Порядок проведения областного референдума и вступления в силу принятого на нем решения определяется законом области об областном референдуме. Инициаторами областного референдума могут быть Законодательное Собрание, Губернатор, представительные органы местного самоуправления, общественные объединения и жители области в порядке, установленном законом области.  (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З)

4. На областной референдум не могут быть вынесены вопросы:

о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти области, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти области либо об отсрочке указанных выборов;

о персональном составе органов государственной власти области; (в ред.Закона области от 22.10.2003  № 97-З)

об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств области;

о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

иные вопросы, указанные в федеральном законе. (абзац введен Законом области от 17.10.2001  № 214-З)
     (пункт 4. - в ред.Закона области
от 23.02.2000  № 91-З)

Статья 10


1. Работа Законодательного Собрания, Губернатора, Правительства, органов местного самоуправления области проводится гласно и носит открытый характер.   

Порядок посещения заседаний представителями средств массовой информации и общественных объединений устанавливается регламентами соответствующих органов.

(пункт 1. - в ред.Закона области от 09.04.2001  № 175-З)

2. Законодательное Собрание, представительные органы местного самоуправления, их комитеты и комиссии организуют публичные слушания по вопросам жизни области, городов и районов, по проектам актов, представляющим широкий общественный интерес. В публичных слушаниях могут принимать участие с правом совещательного голоса ученые, специалисты, представители общественных объединений, другие граждане .

3. Законодательное Собрание, Губернатор, Правительство и органы местного самоуправления области обязаны регулярно информировать население о своей деятельности, о положении дел в области или на соответствующей территории местного самоуправления. (в ред.Закона области от 09.04.2001  № 175-З)

Статья 11


1. Каждый проживающий на территории области имеет право на создание в соответствии с федеральными законами политических партий, общественных объединений, в том числе и профессиональных союзов для защиты своих прав и законных интересов.  (в ред.Закона области от 17.10.2001  № 214-З)

2. Общественная деятельность в области осуществляется в пределах законодательных норм свободно, на основе признания идеологического и политического многообразия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»