Недействующий

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 15.04.2004 № 27-З

Об утверждении территориальной целевой программы
"Онкология в Нижегородской области
на период 2004-2007 годов"      

(с изменениями на 7 июня 2006 года)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 13 июля 2006 года № 70-З
__________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 7 июня 2006 года № 47-З      
------------------------------------------------------------------------
     Принят Законодательным Собранием                                     25 марта 2004 года


     Статья 1

Утвердить территориальную целевую программу "Онкология в Нижегородской области на период 2004-2007 годов".

     
     Статья 2.     (статья 2 изложена в новой редакции  Законом Нижегородской области от 7 июня 2006 года № 47-З   - см. предыдущую редакцию)    

Настоящий Закон  вступает в силу по истечении десяти  дней со дня его официального опубликования




     Губернатор области                                                                           Г.М. Ходырев


     Нижний Новгород
     15 апреля 2004 года
     № 27-З


Утверждена
Законом Нижегородской
области "Об утверждении
территориальной целевой
программы "Онкология в
Нижегородской области на
период 2004-2007 годов"


Территориальная целевая программа "Онкология в
Нижегородской области на период 2004-2007 годов"

Паспорт
территориальной целевой программы "Онкология в
Нижегородской области на период 2004-2007 годов"

 

Наименование Программы

"Онкология в Нижегородской области на период 2004-2007 годов"

Основания для решения о разработке Программы

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 сентября 1997 г. № 270 "О мерах по улучшению организации онкологической помощи населению Российской Федерации";

федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)"

Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Основные разработчики Программы

министерство здравоохранения Нижегородской области

Цели и задачи Программы

цель: снижение инвалидности и смертности населения от онкологических заболеваний на 4 процента

задачи:

развитие материально-технической базы онкологической службы;

совершенствование организации онкологической службы;

повышение эффективности мероприятий по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний;

обеспечение современного уровня лечения и реабилитации онкологических больных посредством внедрения новейших медицинских технологий

Сроки реализации Программы

2004-2007 годы

Перечень основных мероприятий

организация и укрепление материально-технической базы онкологической службы;

профилактика, раннее выявление и лечение онкологических больных;

научное обеспечение мероприятий Программы

Исполнители основных мероприятий

министерство здравоохранения Нижегородской области;

министерство финансов Нижегородской области;

Нижегородская государственная медицинская академия;

министерство промышленности и инноваций Нижегородской области;

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Нижегородской области;

научно-исследовательский институт гигиены и профессиональной патологии;

институт прикладной физики Российской академии наук;

лечебно-профилактические учреждения области

Предполагаемые объемы и источники финансирования

общий объем финансирования Программы - 210,896 млн. рублей (в ценах 2002 года), в том числе:

областной бюджет - 115,196 млн. рублей

федеральный бюджет - 63,7 млн. рублей в соответствии с федеральной целевой программой "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)"

ТФ ОМС - 32,0 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

снижение инвалидности и смертности населения от онкозаболеваний на 4 процента;

стабилизация основных показателей по онкологии: повышение до 10 процентов выявления онкозаболеваний при профилактических осмотрах, увеличение числа выявленных больных с 1-2 стадией заболевания до 40 процентов, снижение летальности на первом году с момента установления диагноза на 7 процентов;

обеспечение комплексного лечения у 60 процентов впервые выявленных больных

Система организации контроля за исполнением Программы

Правительство Нижегородской области



  I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Территориальная целевая программа "Онкология в Нижегородской области на период 2004-2007 годов" разработана во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 сентября 1997 года № 270 "О мерах по улучшению организации онкологической помощи населению Российской Федерации" и федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)".

Злокачественные заболевания - проблема высокой социальной значимости. Они занимают третье место в структуре причин смерти населения России, обуславливают существенные потери трудовых и материальных ресурсов общества. Рост числа заболевших с учетом специфики демографической ситуации свидетельствует об истинном росте онкологической заболеваемости, так как наблюдается на фоне убыли численности населения. В среднем в России ежедневно регистрируется 1156 случаев злокачественных новообразований.

Число потерянных лет жизни в активном возрасте в результате заболевания раком составляет в среднем 8 лет у мужчин и 10 лет у женщин.

В России, как и во всех развитых странах мира, отмечается рост заболеваемости населения злокачественными новообразованиями (далее - ЗНО).

Нижегородская область не является исключением и на протяжении многих лет характеризуется стабильно высоким уровнем онкологической заболеваемости.

В 2002 году в Нижегородской области зарегистрировано больных с впервые в жизни установленным заболеванием ЗНО - 12735 человек, интенсивный показатель на 100 тысяч населения (далее - т.н.) - 365,9 (2001 год - 360,9 на 100 т.н., 2000 год - 348,2 на 100 т.н.), по г. Н. Новгород онкозаболеваемость составила 407,7 на 100 т.н., по Российской Федерации - 313,9 на 100 т. н.

     В структуре заболеваемости первое место занимают ЗНО легкого -14,07 процента, на втором месте - ЗНО желудка - 12,09 процента, на третьем- ЗНО молочной железы - 9,62 процента, четвертом - ЗНО кожи - 9,58 процента, пятом - ЗНО ободочной кишки - 6,05 процента.

Группой риска для развития злокачественных новообразований по- прежнему остаются лица пожилого возраста. Среди всех заболевших 87,1 процента составляют лица старше пятидесяти лет. Среди всех заболевших мужчин - 49,5 процента, женщин - 50,5 процента.

Злокачественные новообразования являются причиной временной нетрудоспособности в половине случаев на каждые 100 человек работающего населения (Российская Федерация - в 0,3 случаев на каждые 100 человек работающего населения), производственные потери от которых составили 13,1 дней временной нетрудоспособности на каждые 100 человек работающего населения (Российская Федерация - 11,7 дней временной нетрудоспособности).

В структуре причин инвалидности злокачественные новообразования занимают второе место после болезней системы кровообращения и составляют 8,07 на 10000 населения (Российская Федерация - 9,1 на 10000 населения).

Среди групп инвалидности по причине злокачественных новообразований наибольшую долю составляет 2 группа - 58,3 процента (Российская Федерация - 61,0 процент), доля 1 группы - 39,2 процента (Российская Федерация - 34,9 процента, 3 группы - 2,5 процента (Российская Федерация - 4,1 процента).

Одним из основных параметров, определяющих прогноз онкологического заболевания, является степень распространенности опухолевого процесса на момент диагностики. В 2002 году в Нижегородской области удельный вес онкологических больных, выявленных уже при наличие отдаленных метастазов, составил 21,4 процента (Российская Федерация - 24,0 процента).

Уровень запущенности в течение 1991-2002 годов остается практически неизменным (19,3 - 21,4 процента); положительной тенденции, свидетельствующей о более ранней диагностике новообразований, не отмечается.

Показатель запущенности при злокачественных опухолях визуальных локализаций 42,1 процента. Обращают на себя внимание крайне высокие цифры запущенности при раке прямой кишки (82,56 процента), полости рта и глотки (66,2 процента), щитовидной железы (54,3 процента), молочной железы (48,9 процента), шейки матки (43,2 процента). Показатели запущенности ЗНО визуальных локализаций превосходят среднероссийские показатели.

Высокий показатель запущенности обуславливает высокий уровень смертности больных в течение первого года с момента установления диагноза.

В отчетном году умерло, не прожив года с момента установления диагноза, 5411 человек, что составило 42,5 процента (2001 год - 43,3 процента, 2000 год - 42,8 процента), Российская Федерация - 34,5 процента.

Относительная стабильность показателя одногодичной летальности обусловлена нерешенными проблемами в реальном снижении запущенности, отказами больных от специального лечения, морально и технически устаревшим парком диагностического и лечебного оборудования, отсутствием возможности приобретения необходимого перечня и объема химиотерапевтических препаратов, использование неадекватных методов лечения в неспециализированных лечебно-профилактических учреждениях.

Высокие показатели запущенности и одногодичной летальности также свидетельствуют о низком уровне диагностики ЗНО, недостатками в проведении профилактических мероприятий, недостаточной подготовкой врачей общей лечебной сети по вопросам онкологии.

Одной из главных проблем остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Так, в результате снижения объема профилактических массовых осмотров населения на выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний удельный вес больных, выявленных активно, остается невысоким и составляет 8,7 процента, среднероссийский показатель - 9,9 процента.

За период с 1991 года показатель активной выявляемости увеличился на 2,2 процента, отмечается рост активной выявляемости при раке легкого, при остальных локализациях он практически не изменился.

О неудовлетворительном состоянии дел с профилактическими осмотрами, обследовании диспансерных групп (т. е. групп риска), необращаемостью к врачам по различным социально-экономическим причинам говорит тот факт, что из числа больных, взятых на учет, только 32,4 процента имели 1-2 стадии заболевания (Российская Федерация-40,9 процента), при которых достигаются наилучшие результаты лечения.

В 2002 году специальное лечение получили 6827 человек, что составило 53,6 процента от числа впервые зарегистрированных онкобольных, Российская Федерация - 53,6 процента.

Как и в предыдущие годы, наиболее часто в лечении онкологических больных используется хирургический метод лечения - в 50,3 процента случаев, комбинированный или комплексный - в 22,2 процента случаев, лучевой - в 13,4 процента, лекарственный - в 11,3 процента, химиолучевой - в 2,5 процента.

Невысокая доля использования комплексных методов лечения обусловлена хроническим дефицитом онкологического коечного фонда и производственных площадей, в результате чего только около 40 процентов онкологических больных получают лечение в специализированных лечебных учреждениях, значительное количество онкологических больных получают лечение в лечебно-профилактических учреждениях общего профиля, которые не располагают возможностями для соблюдения современных подходов к лечению онкозаболеваний.

Онкологический коечный фонд области составляет 838 коек. Коечность на 10000 населения составляет 2,3. Дефицит онкологических коек в области составляет 461 онкокойку.

Смертность от злокачественных новообразований занимает 3 место в структуре ее причин и составляет 205,0 на 100 000 населения (Российская Федерация -202,8 на 100 000 населения).

За последнее десятилетие отмечается снижение уровня смертности от ЗНО на 23,6 процента.

Уровень накопления контингентов онкологических больных в области достаточно высок. На конец 2002 года контингент больных со злокачественными новообразованиями составил 67452 человека, что составило 1901,2 на 100 000 населения (Российская Федерация-1498,1 на 100 000 населения).

Существенными причинами увеличения числа злокачественных новообразований являются, с одной стороны, - ухудшение социально-экономических условий, снижение жизненного уровня населения, распространение табакокурения, алкоголизма, загрязнение окружающей среды, с другой - недостаточный уровень профилактических мероприятий в сфере онкологии, в том числе пропаганды среди населения знаний по профилактике злокачественных новообразований и ведению здорового образа жизни, а также недостатки в организации медицинской помощи больным.

Сложившееся положение в системе оказания медицинской помощи онкологическим больным, уровень лечебно-профилактических мероприятий по раннему выявлению онкологических заболеваний не удовлетворяет возрастающим потребностям населения.

В связи с недостаточным объемом финансирования сократились профилактические осмотры населения, затруднено развитие материальной базы учреждений онкологической службы.

Высокий уровень инвалидизации и смертности населения от злокачественных новообразований, наносимый экономический ущерб ставит онкологию в ряд социально значимых проблем, решение которых возможно только при государственной поддержке и координации мероприятий ряда министерств и ведомств. Одной из форм объединения их деятельности является территориальная целевая программа "Онкология в Нижегородской области на период 2004-2007 годов".

Реализация территориальной целевой программы "Онкология в Нижегородской области на период 2004-2007 годов" позволит снизить прямые и косвенные экономические потери и приведет к улучшению состояния здоровья населения.

II. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы

Основной целью Программы является снижение инвалидизации и смертности населения от онкологических заболеваний на 4 процента. Стабилизация и улучшение основных показателей по онкологии: повышение до 10 процентов выявляемости онкозаболеваний при профилактических осмотрах; увеличение числа впервые выявленных больных с 1-2 стадией заболевания до 40 процентов; снижение показателя летальности на первом году с момента установления диагноза - на 7 процентов; обеспечение комплексного лечения - у 60 процентов впервые выявленных больных.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: развитие материально-технической базы; совершенствование организации онкологической службы; повышение эффективности мероприятий по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний; обеспечение современного уровня лечения и реабилитации онкологических больных посредством внедрения новейших медицинских технологий; научное обеспечение по приоритетным направлениям в области онкологии.

Сроки реализации программы: 2004-2007 годы.

   III. Система программных мероприятий

Программные мероприятия содержат 3 раздела.

1. Организация и укрепление материально-технической базы онкологической службы.

2. Профилактика, раннее выявление и лечение онкологических больных.

3. Научное и кадровое обеспечение.     

   

  1. Организация и укрепление материально-технической базы онкологической службы


Для реализации данного направления в Программе предусматривается дооснащение онкологических учреждений медицинским оборудованием, рассмотрение вопроса о строительстве Нижегородского онкологического центра и создание общественного онкологического фонда Нижегородской области с целью привлечения дополнительных средств на строительство.

Неудовлетворительная материально-техническая база онкологических диспансеров не позволяет в полном объеме организовать лечебно-диагностический процесс на современном уровне. Дефицит онкологических коек и производственных площадей не дает возможности для организации специализированных узкопрофильных отделений (урологическое, ЛОР, отделение опухолей головы и шеи и прочие)

Недостаточное финансирование онкологических учреждений не позволяет оснастить их необходимым диагностическим и лечебным оборудованием, аппаратами лучевой терапии нового поколения, радиоактивными источниками к ним, что сдерживает внедрение современных медицинских технологий.

Так, согласно современным терапевтическим концепциям 70-75 процентов онкологических больных нуждаются в лучевой терапии, а в Нижегородской области этот вид лечения получают всего лишь 13,4 процентов больных.

Имеющаяся гамма-терапевтическая аппаратура в основном морально и физически устарела. Погрешность подведения дозы к опухоли в радиологических отделениях обуславливается низким оснащением современной топометрической и дозиметрической аппаратурой. В связи с этим Программой предусмотрено дооснащение онкологических учреждений медицинским оборудованием.

Мероприятия и объемы финансирования Программы по данному разделу указаны в пунктах 1,5 перечня мероприятий Программы.

2. Профилактика, раннее выявление и лечение онкологических больных

Планируется совершенствование системы санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике онкологических заболеваний среди населения, повышению эффективности профилактических осмотров с целью раннего выявления злокачественных новообразований

Предусматривается разработка и внедрение современных технологий обследования и лечения больных злокачественными новообразованиями, обеспечение онкологических учреждений лекарственными средствами и медицинской техникой.

Основной проблемой остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Это обусловлено недостаточным использованием современных методов раннего выявления заболеваний, неэффективностью профилактических осмотров населения, диспансерного наблюдения за больными с хроническими и предопухолевыми заболеваниями, недостаточной онкологической настороженностью врачей основных клинических специальностей.

Около 80 процентов случаев онкологических заболеваний обусловлено воздействием канцерогенных факторов окружающей и производственной среды, а также особенностью образа жизни населения.

Важными факторами, способствующими возникновению онкологических заболеваний, является неблагополучная экологическая ситуация, к которой относятся загрязнение окружающей среды, особенно атмосферного воздуха и источников водоснабжения канцерогенными и радиоактивными веществами, загрязнение продуктов питания при чрезмерной химизации сельского хозяйства, ввоз некачественных товаров.

В то же время санитарно-просветительская работа среди населения по предупреждению опухолевых заболеваний, по борьбе с вредными привычками и по пропаганде здорового образа жизни проводится на недостаточно высоком уровне. Эта работа должна носить регулярный характер с привлечением средств массовой информации, то есть быть постоянным звеном в медицинской технологии, в массовых профилактических обследованиях (скрининге) населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»