1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
1) принять ее к рассмотрению;
2) отказать в принятии ее к рассмотрению;(Пункты 1,2 изложены в новой редакции Законом области от 04.06.2013 № 71-З -см. предыдущую редакцию)
3) разъяснить заявителю порядок юридической защиты своих прав, свобод и законных интересов; (Пункт 3 в ред. Закона области от 22.09.2015 № 117-З - см. предыдущую редакцию)
4) направить ее по подведомственности органу государственной власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, органу управления иных организаций, к компетенции которого она относится. (в ред. Законов области от 13.07.2006 № 72-З; от 22.09.2015 № 117-З - см. предыдущую редакцию)
2. О принятом в соответствии с частью 1 настоящей статьи решении Уполномоченный письменно извещает заявителя в срок не более десяти дней со дня поступления жалобы. В случае отказа в принятии жалобы к рассмотрению Уполномоченный обязан указать причины отказа.
О принятии жалобы к рассмотрению одновременно с заявителем должен быть извещен орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, действия или решения которого обжалуются. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить органу государственной власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.(Часть 2 изложена в новой редакции Законом области от 04.06.2013 № 71-З; в ред. от 22.09.2015 № 117-З - см. предыдущую редакцию)
3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.
4. Жалобы на действия и решения судей и судов могут быть приняты к рассмотрению Уполномоченным только в случаях нарушения прав человека в процессе судопроизводства либо отказа судом в приеме жалобы на действия и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права, свободы и законные интересы человека и гражданина человека.
5. Уполномоченный обязан возбудить производство по делу о нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина человека по жалобе только в том случае, если у заявителя нет иных правовых средств защиты либо все иные правовые средства не дали результатов. В иных случаях Уполномоченный обязан дать заявителю необходимые разъяснения и указать меры, которые тот может предпринять для защиты своих прав и охраняемых законом интересов.
(Части 4, 5 в ред. Закона области от 22.09.2015 № 117-З - см. предыдущую редакцию)
6. Уполномоченный вправе сам передать жалобу гражданина по подведомственности должностному лицу или органу, компетентному в ее разрешении. К жалобе может быть приложено мнение Уполномоченного по существу дела.
7. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав человека либо в случаях, имеющих особое общественное значение, Уполномоченный вправе возбудить производство по этим делам по собственной инициативе, известив о возбуждении производства по делу соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо. (Часть 7 в ред. Закона области от 22.09.2015 № 117-З - см. предыдущую редакцию)
8. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.(Часть 8 введена Законом области от 04.06.2013 № 71-З)
9. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни лица, подавшего жалобу, и других лиц без их письменного согласия. (Часть 9 введена Законом области от 22.09.2015 № 117-З)