Действующий

Об утверждении "Программы содействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2004-2007 годы"


1.1 Социально-экономическое развитие города и его влияние на рынок труда.

В основу прогноза социально-экономического развития города на 2003-2006 годы заложены сценарные условия развития Нижегородской области, с учетом особенностей и тенденций развития экономики города, сложившихся в предыдущие годы.

Ожидается, что в 2003-2006 г.г. физические объемы валовой продукции в сферах материального и нематериального производства будут ежегодно возрастать и составят соответственно: в 2003 г. - 100,4 % , 2004 г. - 101,7 %, в 2005 и 2006 г.г. - на уровне предыдущих лет. Основной рост валового объема продукции будет достигнут за счет следующих отраслей экономики: промышленность, торговля и общественное питание, транспорт и связь.

Основной бюджетообразующей отраслью в Нижнем Новгороде остается промышленность. В промышленности наибольший удельный вес занимают: машиностроение и металлообработка (58,4%), электроэнергетика (17%), пищевая и мукомольно-крупяная промышленность (13,2%), черная и цветная металлургия (3%), медицинская промышленность (2,7%). Основные факторы роста валового объема продукции полностью зависят от тенденций, прогнозируемых в указанных отраслях промышленности.

Прогноз развития отрасли «промышленность», являющейся основной бюджетообразующей отраслью в городе, сформирован с учетом тенденций развития производства, анализа положения на внутреннем и внешнем рынках, размеров поставок продукции для государственных нужд и других условий промышленной деятельности в городе.

В 2004-2006 г.г. прогнозируется рост объемов производства в восьми отраслях промышленности: электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, пищевая, медицинская и полиграфическая промышленность. В шести отраслях наметится стабилизация и в некоторых случаях замедление экономического роста: топливная промышленность, цветная металлургия, мукомольно-крупяная, химическая и нефтехимическая и легкая промышленность.

Рынок транспортных услуг наряду с информационным и финансовым рынками обеспечивает жизнедеятельность и устойчивость функционирования всей экономики города. Транспорт является в ней важным связующим звеном, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Развитие экономики невозможно без развития транспортного комплекса.

Транспортный комплекс города, за исключением городского общественного транспорта, в рассматриваемом периоде будет развиваться в условиях, регламентированных Правительством РФ и направленных на сокращение монопольного сектора, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности, совершенствование тарифной политики на транспорте при усилении государственного контроля, повышение эффективности использования государственной собственности на транспорте. В системе городского пассажирского транспорта предусматривается совершенствование системы размещения заказов на осуществление маршрутных пассажирских перевозок.

Организациями связи планируется в 2004-2006 годах ускоренное развитие рынка современных и высококачественных услуг связи (передача данных, электронная почта, услуги по доступу в сеть Интернет и услуги иных тематических служб, подвижная связь, услуги цифровых сетей с интеграцией обслуживания интеллектуальных сетей и др.).

В строительном комплексе города ожидается повышение инвестиционной активности, темп роста объемов подрядных работ прогнозируется на уровне инфляционного роста.

Нижний Новгород является административным центром агропромышленного комплекса Нижегородской области, в котором сосредоточены в основном органы управления сельскохозяйственным производством, а также ветеринарно-санитарного надзора и подготовки специалистов высшей квалификации для сельского хозяйства. В формировании продовольственного рынка города участвуют небольшие хозяйства населения, главным образом потребительского (объемы производства ограничиваются потребностями семьи) и потребительско-товарного типа (производство продукции не только для самообеспечения, но и на частную реализацию). В пределах городской черты имеются несколько сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности пригородного типа, продукция которых практически не оказывает влияния на общий объем валовой продукции города.

Несмотря на стабилизацию экономики, для большинства отраслей характерна излишняя численность работников и низкий уровень производительности труда, в связи с чем, возможно, будет происходить дальнейшее высвобождение работников. Но в целом, прогнозируемые темпы роста экономики города будут способствовать увеличению числа занятых.