Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это в свою очередь выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень.
"Есть перспективное эффективное образование - будет и эффективное государство" (Путин В.В.).
В этом суть современной государственной политики в области образования, обоснование приоритета образования как самой интеллектуальноемкой "отрасли" российской экономики.
Благодаря стратегическому положению, самобытности в социально-экономи-ческом и историко-культурном отношении город Нижний Новгород становится столицей Приволжского федерального округа. Будущее города связывается с реализацией его большого научно-технического и промышленного потенциала, достижениями в области современного производства, наукоемких технологий, что напрямую зависит от способности интеллектуального потенциала города не только соответствовать времени, но и опережать его. Это в свою очередь выдвигает задачу подъема качества и эффективности нижегородского образования на новый уровень.
Высокая планка общественных ожиданий требует от системы образования, от органов власти города Нижнего Новгорода четкого осознания ответственности за качество образования в условиях модернизации при сохранении лучших традиций образовательной системы города Нижнего Новгорода.
Высокая ответственность диктует и необходимость устранения факторов, вызывающих недовольство общества по отношению к системе образования города:
недостаточное соответствие нижегородского образования, как и российского, возрастающим требованиям современной жизни и запросам населения к качеству образования и образованности выпускников;
сложное состояние материально-технической базы образовательных учреждений;
скрытое частное финансирование образования со стороны родителей, что приводит фактически к двойному налогообложению гарантированных государством бесплатных образовательных услуг;
недостаточное внимание государственных органов управления к институтам подростковой и молодежной жизни в городе, что создает среду для проявления асоциального поведения молодежи.
Такая ситуация, складывающаяся в образовании, объясняется рядом причин:
хроническое недофинансирование образовательной системы города;
неэффективность использования ресурсов, направляемых органами власти и гражданами в систему образования;
отставание организационной структуры и используемых технологий от современных требований;
складывающееся неравенство доступа к образованию, которое тормозит социальное развитие общества;
изношенность материального и человеческого ресурса системы образования.
С учетом этих факторов, задачи комплексной модернизации образования для города Нижнего Новгорода приобретают особую значимость.