Система образования города Нижнего Новгорода, представленная разветвленной сетью образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих разноуровневые образовательные программы, обеспечивает конституционные права граждан на получение полноценного образования.
| Автозаводский | Канавинский | Ленинский | Московский | Нижегородский | Приокский | Советский | Сормовский | Собственно | Всего по городу: |
Общее число образовательных учреждений, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДОУ | 92 | 21 | 30 | 44 | 26 | 30 | 28 | 39 | 310 | |
общеобразователь-ные школы, всего: | 36 | 18 | 21 | 17 | 17 | 12 | 18 | 22 | 2 | 163 |
в том числе, начальные |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
основные: | 2 | - | - | 1 | - | - | - | 4 | 7 | |
средние | 34 | 18 | 21 | 15 | 16 | 10 | 18 | 17 | 2 | 151 |
лицеи и гимназии | 2 | 2 | - | 1 | 4 | - | 4 | 1 | 2 | 16 |
школы с углублен-ным изучением предметов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
школы-интернаты; | 6 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | - | 2 | 6 | 22 |
вечерние (сменные) школы | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 11 |
детские дома | 1 | 1 | - | - | 2 | - | 5 | 9 | ||
учреждения допол-нительного образо-вания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имеющаяся сеть инновационных образовательных учреждений, специализированных учебных заведений для детей с проблемами в здоровье, учреждений дополнительного образования создает возможности для удовлетворения образовательных потребностей населения города.
Расширяется спектр образовательных услуг и вариативных образовательных программ. 98% образовательных учреждений города реализует программы дополнительного образования, как в рамках учебного плана, так и во внеурочное время.
Количество детей, в том числе: в ДОУ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
число учащихся всего: в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-4 кл. | 9282 | 4137 | 4744 | 3827 | 3764 | 2783 | 3789 | 4621 | 725 | 37672 |
5-9 кл. | 17806 | 7731 | 8221 | 7237 | 7153 | 5003 | 6586 | 8770 | 1223 | 69730 |
10-11 кл. | 5555 | 2906 | 2814 | 2526 | 3397 | 1798 | 3055 | 2893 | 3314 | 25258 |
Численность уча-щихся, окончив-ших 11 классов | 2613 | 1422 | 1428 | 1135 | 1623 | 963 | 1508 | 1376 | 150 | 12215 |
В том числе с золо-той медалью: | 48 | 33 | 35 | 43 | 69 | 34 | 101 | 44 | 11 | 418 |
С серебряной меда-лью: | 91 | 70 | 77 | 74 | 99 | 56 | 119 | 52 | 17 | 655 |
Число учащихся в коррекционных школах-интернатах | 870 | 274 | 394 | 212 | 154 | 174 | 46 | 255 | 634 | 3013 |
Количество опека-емых детей детей-сирот |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность педагогических работников | 4488 | 1623 | 1845 | 1896 | 1833 | 1416 | 1516 | 2473 | 911 | 18001 |
По-прежнему, сохраняется высокая доля числа школ, где учащиеся занимаются в 2 смены.
№ п/п | Район | Кол-во школ | Кол-во уч-ся | Первая смена | Вторая смена |
1. | Автозаводский | 42 | 33938 | 13 / 25473 | 29 / 8465 |
2. | Канавинский | 20 | 15048 | 9 / 12826 | 11 / 2222 |
3. | Ленинский | 23 | 16173 | 7 / 12594 | 16 / 3579 |
4. | Московский | 18 | 13802 | 6 / 10735 | 12 / 3067 |
5. | Нижегородский | 19 | 14734 | 5 / 11527 | 14 / 3207 |
6. | Приокский | 13 | 9758 | 3 / 7322 | 10 / 2436 |
7. | Советский | 19 | 13476 | 7 / 11203 | 12 / 2273 |
8. | Сормовский | 25 | 16789 | 10 / 12612 | 15 / 4177 |
9. | Учреждения городского подчинения | 8 | 2184 | 8 / 2184 | - |
Итого: | 187 | 135902 | 68 / 106476 | 119 / 29426 |
Обостряется проблема материально-технической базы образования, идет процесс ее устаревания: 12 зданий находятся в аварийном состоянии, 101 здание требует капитального ремонта.
|
|
| Года постройки | |||||
района | учреждения | ОУ | До 1940-х гг. | 1941- | 1961- | 1981- | 1991-2000 гг. | 2001-2003 гг. |
Автозаводский | Школы | 44 | 8 | 8 | 19 | 5 | 4 | |
ДОУ | 14 | 1 | 3 | 6 | 3 | 1 | ||
Итого: | 58 | 9 | 11 | 25 | 8 | 5 | 0 | |
Канавинский | Школы | 22 | 6 | 6 | 5 | 4 | 1 | |
ДОУ | 21 | 2 | 4 | 7 | 8 | |||
Итого: | 43 | 8 | 10 | 12 | 12 | 1 | 0 | |
Ленинский | Школы | 23 | 7 | 3 | 10 | 2 | 1 | |
ДОУ | 30 | 1 | 4 | 19 | 6 | |||
Итого: | 53 | 8 | 7 | 29 | 8 | 1 | 0 | |
Московский | Школы | 17 | 5 | 5 | 6 | 1 | ||
ДОУ | 43 | 6 | 4 | 26 | 7 | |||
Итого: | 60 | 11 | 9 | 32 | 8 | 0 | 0 | |
Нижегородский | Школы | 18 | 7 | 1 | 5 | 4 | 1 | |
ДОУ | 26 | 5 | 5 | 9 | 7 | |||
Итого: | 44 | 12 | 6 | 14 | 11 | 1 | 0 | |
Приокский | Школы | 13 | 4 | 1 | 6 | 2 | ||
ДОУ | 30 | 1 | 2 | 21 | 6 | |||
Итого: | 43 | 5 | 3 | 27 | 8 | 0 | 0 | |
Советский | Школы | 19 | 6 | 2 | 7 | 3 | 1 | |
ДОУ | 29 | 1 | 8 | 16 | 4 | |||
Итого: | 48 | 7 | 10 | 23 | 7 | 1 | 0 | |
Сормовский | Школы | 24 | 7 | 5 | 10 | 1 | 1 | |
ДОУ | 40 | 2 | 6 | 23 | 8 | 1 | ||
Итого: | 64 | 9 | 11 | 33 | 9 | 2 | 0 | |
МДО "Детство" | Школы | |||||||
ДОУ | 82 | 4 | 14 | 44 | 18 | 2 | ||
Итого: | 82 | 4 | 14 | 44 | 18 | 2 | 0 | |
Учреждения городского подчинения | Школы | 15 | 7 | 6 | 1 | 1 | ||
ДОУ | ||||||||
Итого: | 15 | 7 | 0 | 6 | 1 | 1 | 0 | |
Всего по городу | Школы | 195 | 57 | 31 | 74 | 23 | 10 | 0 |
ДОУ | 315 | 23 | 50 | 171 | 67 | 4 | 0 | |
Итого: | 510 | 80 | 81 | 245 | 90 | 14 | 0 |
Районы | Окончание срока действия лицензии (образовательные учреждения) | |||||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||||
Автозаводский район | 95 | 4 | 21 | |||
Канавинский район | 7 | 9 | 11 | |||
Ленинский район | 15 | 7 | 16 | |||
Московский район | 14 | 5 | 33 | |||
Нижегородский район | 9 | 10 | 7 | |||
Приокский район | 17 | 4 | 6 | |||
Советский район | 8 | 7 | 4 | |||
Сормовский район | 27 | 12 | 4 | |||
Учреждения городского подчинения | 3 | 2 | 3 | |||
Итого: | 195 | 60 | 105 |
В последние годы серьезное внимание уделяется решению вопросов компьютеризации школ. Однако, недостаточность оснащения компьютерной техникой и старение имеющейся базы не позволяет широко использовать информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.
Высокими являются показатели результативности образования: растет число выпускников, поступающих в ВУЗы на бюджетные места, число выпускников заканчивающих школы с золотыми и серебряными медалями, число победителей областных, российских, международных олимпиад и конкурсов. Однако система образования, в основном, ориентируется на воспроизведение готовых знаний, недостаточно работает на развитие личности, формирование социальных норм и ценностей культуры. Кроме того, отчетливо проявляется ухудшение социального и физического здоровья обучающихся.
Важнейшей проблемой остается создание необходимых условий для устойчивого функционирования воспитательных систем в школе и по месту жительства.
Сохраняется тенденция недостаточной социальной защищенности педагогических работников.
Часть имеющихся проблем вызвана недостатками в управлении образованием: преобладанием оперативного управления над программно-целевым,
недостаточной автономностью образовательных учреждений,
недостаточным разграничением компетенций на уровне регион-город-район,
недостаточной юридической и экономической подготовкой руководителей системы образования.
Таким образом, перечисленные проблемы ориентируют на обеспечение текущего функционирования образовательных учреждений, что может привести к потере качественных показателей работы системы.