Действующий

Об утверждении Программы "Образование города Нижнего Новгорода: новое качество развития на 2004-2006 годы"

Характеристика системы образования города Нижнего Новгорода


Система образования города Нижнего Новгорода, представленная разветвленной сетью образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих разноуровневые  образовательные программы, обеспечивает конституционные права граждан на получение полноценного образования.




Характеристики

Автозаводский

Канавинский

Ленинский

Московский

Нижегородский

Приокский

Советский

Сормовский

Собственно
городские

Всего по городу:

Общее число образовательных учреждений, в том числе:



143



46



57



67



55



47



52



74



17



560

ДОУ

92

21

30

44

26

30

28

39

310

общеобразователь-ные школы, всего:

36

18

21

17

17

12

18

22

2

163

в том числе, начальные


-


-


-


1


1


2


-


1


5

основные:

2

-

-

1

-

-

-

4

7

средние

34

18

21

15

16

10

18

17

2

151

лицеи  и гимназии

2

2

-

1

4

-

4

1

2

16

школы с углублен-ным изучением предметов


4


1


5


2


2


1


3


1


-


19

школы-интернаты;

6

2

2

1

2

1

-

2

6

22

вечерние (сменные) школы

3

2

1

1

1

1

1

1

-

11

детские дома

1

1

-

-

2

-

5

9

учреждения допол-нительного образо-вания


7


2


3


4


7


3


5


10


4


45


Имеющаяся сеть инновационных образовательных учреждений, специализированных учебных заведений для детей с проблемами в здоровье, учреждений дополнительного образования создает возможности для удовлетворения образовательных потребностей населения города.

Расширяется спектр образовательных услуг и вариативных образовательных программ. 98% образовательных учреждений города реализует программы дополнительного образования, как в рамках учебного  плана, так и во внеурочное время.

Количество детей,

в том числе:

в ДОУ:



11796



3428



3854



4925



3241



3292



3450



5595



-



39581

число учащихся всего:

в том числе:



32643



14774



15779



13590



14314



9584



13430



16284



2262



132660

1-4 кл.

9282

4137

4744

3827

3764

2783

3789

4621

725

37672

5-9 кл.

17806

7731

8221

7237

7153

5003

6586

8770

1223

69730

10-11 кл.

5555

2906

2814

2526

3397

1798

3055

2893

3314

25258

Численность уча-щихся, окончив-ших 11 классов

2613

1422

1428

1135

1623

963

1508

1376

150

12215

В том числе с золо-той медалью:

48

33

35

43

69

34

101

44

11

418

С серебряной меда-лью:

91

70

77

74

99

56

119

52

17

655

Число учащихся в коррекционных школах-интернатах

870

274

394

212

154

174

46

255

634

3013

Количество опека-емых детей

детей-сирот


621
73


305
57


311
155


247
17


169
75


117
47


330
84


187
219


-
494


2287
1221

Численность педагогических работников

4488

1623

1845

1896

1833

1416

1516

2473

911

18001

По-прежнему, сохраняется высокая доля числа школ, где учащиеся занимаются в 2 смены.


п/п

Район

Кол-во школ

Кол-во уч-ся
всего:

Первая смена
шк./уч-ся

Вторая смена
шк./уч-ся

1.

Автозаводский

42

33938

13 / 25473

29 / 8465

2.

Канавинский

20

15048

9 / 12826

11 / 2222

3.

Ленинский

23

16173

7 / 12594

16 / 3579

4.

Московский

18

13802

6 / 10735

12 / 3067

5.

Нижегородский

19

14734

5 / 11527

14 / 3207

6.

Приокский

13

9758

3 / 7322

10 / 2436

7.

Советский

19

13476

7 / 11203

12 / 2273

8.

Сормовский

25

16789

10 / 12612

15 / 4177

9.

Учреждения городского подчинения

8

2184

8 / 2184

-

Итого:

187

135902

68 / 106476

119 / 29426

Обостряется проблема материально-технической базы образования, идет процесс ее устаревания: 12 зданий находятся в аварийном состоянии, 101 здание требует капитального ремонта.


Наименование


Наименование


Всего

Года постройки

района

учреждения

ОУ

До 1940-х гг.

1941-
1960 гг.

1961-
1980 гг.

1981-
1990 гг.

1991-2000 гг.

2001-2003 гг.

Автозаводский

Школы

44

8

8

19

5

4

ДОУ

14

1

3

6

3

1

Итого:

58

9

11

25

8

5

0

Канавинский

Школы

22

6

6

5

4

1

ДОУ

21

2

4

7

8

Итого:

43

8

10

12

12

1

0

Ленинский

Школы

23

7

3

10

2

1

ДОУ

30

1

4

19

6

Итого:

53

8

7

29

8

1

0

Московский

Школы

17

5

5

6

1

ДОУ

43

6

4

26

7

Итого:

60

11

9

32

8

0

0

Нижегородский

Школы

18

7

1

5

4

1

ДОУ

26

5

5

9

7

Итого:

44

12

6

14

11

1

0

Приокский

Школы

13

4

1

6

2

ДОУ

30

1

2

21

6

Итого:

43

5

3

27

8

0

0

Советский

Школы

19

6

2

7

3

1

ДОУ

29

1

8

16

4

Итого:

48

7

10

23

7

1

0

Сормовский

Школы

24

7

5

10

1

1

ДОУ

40

2

6

23

8

1

Итого:

64

9

11

33

9

2

0

МДО "Детство"

Школы

ДОУ

82

4

14

44

18

2

Итого:

82

4

14

44

18

2

0

Учреждения городского подчинения

Школы

15

7

6

1

1

ДОУ

Итого:

15

7

0

6

1

1

0

Всего по городу

Школы

195

57

31

74

23

10

0

ДОУ

315

23

50

171

67

4

0

Итого:

510

80

81

245

90

14

0






Районы

Окончание срока действия лицензии (образовательные учреждения)

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Автозаводский район

95

4

21

Канавинский район

7

9

11

Ленинский район

15

7

16

Московский район

14

5

33

Нижегородский район

9

10

7

Приокский район

17

4

6

Советский район

8

7

4

Сормовский район

27

12

4

Учреждения городского подчинения

3

2

3

Итого:

195

60

105


В последние годы серьезное внимание уделяется решению вопросов компьютеризации школ. Однако, недостаточность оснащения компьютерной техникой и старение имеющейся базы не позволяет широко использовать информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.

Высокими являются показатели результативности  образования: растет число выпускников, поступающих в ВУЗы на бюджетные места, число выпускников заканчивающих школы с золотыми и серебряными медалями, число победителей областных, российских, международных олимпиад и конкурсов. Однако система образования, в основном, ориентируется на воспроизведение готовых знаний, недостаточно работает на развитие личности, формирование социальных норм и ценностей культуры. Кроме того, отчетливо проявляется ухудшение социального и физического здоровья обучающихся.

Важнейшей проблемой остается создание необходимых условий для устойчивого функционирования воспитательных систем в школе и по месту жительства.

Сохраняется тенденция недостаточной социальной защищенности педагогических работников.

Часть имеющихся проблем вызвана недостатками в управлении образованием: преобладанием оперативного управления над программно-целевым,

недостаточной автономностью образовательных учреждений,

недостаточным разграничением компетенций на уровне регион-город-район,

недостаточной юридической и экономической подготовкой руководителей системы образования.

Таким образом, перечисленные проблемы ориентируют на обеспечение текущего функционирования образовательных учреждений, что может привести к потере качественных показателей работы системы.