ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2003 года № 86  

     

Об утверждении Программы "Образование города Нижнего Новгорода:
новое качество развития на 2004-2006 годы"

          

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 22 Устава города Нижнего Новгорода и в целях развития и совершенствования системы образования города Нижнего Новгорода

    ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:

          

1. Утвердить Программу "Образование города Нижнего Новгорода: новое качество развития на 2004-2006 годы" (прилагается).

2. Рекомендовать администрации города обеспечить финансирование Программы "Образование города Нижнего Новгорода: новое качество развития на 2004-2006 годы" за счет средств городского бюджета и привлеченных средств.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на постоянную комиссию Городской Думы по образованию (Тарасова И.Б.).


Глава города

В.Е.Булавинов

Председатель Городской Думы

И.Н.Карнилин

Приложение
к постановлению Городской Думы
от 19.11.200386




ПРОГРАММА
"Образование города Нижнего Новгорода:

новое качество развития  на 2004-2006 годы"

     

Паспорт программы
"Образование города Нижнего Новгорода: новое качество развития
на 2004-2006 годы"

Наименование программы

"Образование города Нижнего Новгорода: новое качество развития"

Основание для разработки программы

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Программа развития образования Нижегородской области на 2002-2005 гг.

Основной разработчик программы

Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода.

Цель программы

Формирование механизмов устойчивого развития и обновления образования города Нижнего Новгорода и создание условий нового качества развития образовательного комплекса.

Задачи программы

1. Обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения каждым юным нижегородцем полноценного качественного образования.

2. Достижение нового современного качества образования.

3. Обеспечение защиты прав потребителей образовательных услуг.

4. Формирование и развитие информационных ресурсов нижегородского образования, обеспечивающих взаимодействие между участниками образовательного процесса.

5. Формирование нормативно-правового и экономического механизмов в системе образования.

6. Создание условий для инвестиций в образовании через повышение роли общества в управлении образованием  и развитие социального партнерства.

7. Формирование подростковой и молодежной инфраструктуры.

Сроки реализации программы

2004-2006 гг.

Исполнители основных мероприятий программы

Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода,

департамент финансовой и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода,

районные органы управления образованием,

образовательные учреждения.

Объем и источники финансирования программы

Бюджет города Нижнего Новгорода:

2004 г. - 83021,2 тыс.руб.

2005 г. - 73007,2 тыс.руб.

2006 г. - 75121,2 тыс.руб.

Ожидаемые результаты реализации программы

Создание условий и механизмов устойчивого развития и обновления образовательной системы города.

Контроль за выполнением программы

Городская Дума города Нижнего Новгорода,

департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода.

    

  Введение


Тенденции  экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это в свою очередь выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень.

"Есть перспективное эффективное образование - будет и эффективное государство" (Путин В.В.).

В этом суть современной государственной политики в области образования, обоснование приоритета образования как самой интеллектуальноемкой "отрасли" российской экономики.

Благодаря стратегическому положению, самобытности в социально-экономи-ческом и историко-культурном отношении город Нижний Новгород становится столицей Приволжского федерального округа. Будущее города связывается с реализацией его большого научно-технического и промышленного потенциала, достижениями в области современного производства, наукоемких технологий, что напрямую зависит от способности интеллектуального потенциала города не только соответствовать времени, но и опережать его. Это в свою очередь выдвигает задачу подъема качества и эффективности нижегородского образования на новый уровень.       

Высокая планка общественных ожиданий  требует  от системы образования, от органов власти города Нижнего Новгорода четкого осознания  ответственности за качество  образования в условиях модернизации при сохранении лучших  традиций  образовательной системы города Нижнего Новгорода.

Высокая ответственность диктует и необходимость устранения факторов, вызывающих недовольство общества по отношению к системе образования города:

недостаточное соответствие нижегородского образования, как и российского,  возрастающим требованиям современной жизни и запросам населения к качеству образования  и образованности выпускников;

сложное состояние  материально-технической базы образовательных учреждений;

скрытое частное финансирование образования со стороны родителей, что приводит фактически к двойному налогообложению гарантированных государством бесплатных образовательных услуг;

недостаточное внимание государственных органов управления к институтам подростковой  и молодежной жизни в городе, что создает среду для проявления асоциального поведения молодежи.

Такая ситуация, складывающаяся в образовании, объясняется рядом причин:

хроническое недофинансирование образовательной системы города;

неэффективность использования ресурсов, направляемых органами власти и гражданами в систему образования;

отставание организационной структуры и используемых технологий от современных требований;

складывающееся неравенство доступа к образованию, которое тормозит социальное развитие общества;

изношенность материального и человеческого ресурса системы образования.

С учетом этих факторов, задачи комплексной модернизации образования для города Нижнего Новгорода  приобретают особую значимость.

Характеристика системы образования города Нижнего Новгорода


Система образования города Нижнего Новгорода, представленная разветвленной сетью образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих разноуровневые  образовательные программы, обеспечивает конституционные права граждан на получение полноценного образования.




Характеристики

Автозаводский

Канавинский

Ленинский

Московский

Нижегородский

Приокский

Советский

Сормовский

Собственно
городские

Всего по городу:

Общее число образовательных учреждений, в том числе:



143



46



57



67



55



47



52



74



17



560

ДОУ

92

21

30

44

26

30

28

39

310

общеобразователь-ные школы, всего:

36

18

21

17

17

12

18

22

2

163

в том числе, начальные


-


-


-


1


1


2


-


1


5

основные:

2

-

-

1

-

-

-

4

7

средние

34

18

21

15

16

10

18

17

2

151

лицеи  и гимназии

2

2

-

1

4

-

4

1

2

16

школы с углублен-ным изучением предметов


4


1


5


2


2


1


3


1


-


19

школы-интернаты;

6

2

2

1

2

1

-

2

6

22

вечерние (сменные) школы

3

2

1

1

1

1

1

1

-

11

детские дома

1

1

-

-

2

-

5

9

учреждения допол-нительного образо-вания


7


2


3


4


7


3


5


10


4


45


Имеющаяся сеть инновационных образовательных учреждений, специализированных учебных заведений для детей с проблемами в здоровье, учреждений дополнительного образования создает возможности для удовлетворения образовательных потребностей населения города.

Расширяется спектр образовательных услуг и вариативных образовательных программ. 98% образовательных учреждений города реализует программы дополнительного образования, как в рамках учебного  плана, так и во внеурочное время.

Количество детей,

в том числе:

в ДОУ:



11796



3428



3854



4925



3241



3292



3450



5595



-



39581

число учащихся всего:

в том числе:



32643



14774



15779



13590



14314



9584



13430



16284



2262



132660

1-4 кл.

9282

4137

4744

3827

3764

2783

3789

4621

725

37672

5-9 кл.

17806

7731

8221

7237

7153

5003

6586

8770

1223

69730

10-11 кл.

5555

2906

2814

2526

3397

1798

3055

2893

3314

25258

Численность уча-щихся, окончив-ших 11 классов

2613

1422

1428

1135

1623

963

1508

1376

150

12215

В том числе с золо-той медалью:

48

33

35

43

69

34

101

44

11

418

С серебряной меда-лью:

91

70

77

74

99

56

119

52

17

655

Число учащихся в коррекционных школах-интернатах

870

274

394

212

154

174

46

255

634

3013

Количество опека-емых детей

детей-сирот


621
73


305
57


311
155


247
17


169
75


117
47


330
84


187
219


-
494


2287
1221

Численность педагогических работников

4488

1623

1845

1896

1833

1416

1516

2473

911

18001

По-прежнему, сохраняется высокая доля числа школ, где учащиеся занимаются в 2 смены.


п/п

Район

Кол-во школ

Кол-во уч-ся
всего:

Первая смена
шк./уч-ся

Вторая смена
шк./уч-ся

1.

Автозаводский

42

33938

13 / 25473

29 / 8465

2.

Канавинский

20

15048

9 / 12826

11 / 2222

3.

Ленинский

23

16173

7 / 12594

16 / 3579

4.

Московский

18

13802

6 / 10735

12 / 3067

5.

Нижегородский

19

14734

5 / 11527

14 / 3207

6.

Приокский

13

9758

3 / 7322

10 / 2436

7.

Советский

19

13476

7 / 11203

12 / 2273

8.

Сормовский

25

16789

10 / 12612

15 / 4177

9.

Учреждения городского подчинения

8

2184

8 / 2184

-

Итого:

187

135902

68 / 106476

119 / 29426

Обостряется проблема материально-технической базы образования, идет процесс ее устаревания: 12 зданий находятся в аварийном состоянии, 101 здание требует капитального ремонта.


Наименование


Наименование


Всего

Года постройки

района

учреждения

ОУ

До 1940-х гг.

1941-
1960 гг.

1961-
1980 гг.

1981-
1990 гг.

1991-2000 гг.

2001-2003 гг.

Автозаводский

Школы

44

8

8

19

5

4

ДОУ

14

1

3

6

3

1

Итого:

58

9

11

25

8

5

0

Канавинский

Школы

22

6

6

5

4

1

ДОУ

21

2

4

7

8

Итого:

43

8

10

12

12

1

0

Ленинский

Школы

23

7

3

10

2

1

ДОУ

30

1

4

19

6

Итого:

53

8

7

29

8

1

0

Московский

Школы

17

5

5

6

1

ДОУ

43

6

4

26

7

Итого:

60

11

9

32

8

0

0

Нижегородский

Школы

18

7

1

5

4

1

ДОУ

26

5

5

9

7

Итого:

44

12

6

14

11

1

0

Приокский

Школы

13

4

1

6

2

ДОУ

30

1

2

21

6

Итого:

43

5

3

27

8

0

0

Советский

Школы

19

6

2

7

3

1

ДОУ

29

1

8

16

4

Итого:

48

7

10

23

7

1

0

Сормовский

Школы

24

7

5

10

1

1

ДОУ

40

2

6

23

8

1

Итого:

64

9

11

33

9

2

0

МДО "Детство"

Школы

ДОУ

82

4

14

44

18

2

Итого:

82

4

14

44

18

2

0

Учреждения городского подчинения

Школы

15

7

6

1

1

ДОУ

Итого:

15

7

0

6

1

1

0

Всего по городу

Школы

195

57

31

74

23

10

0

ДОУ

315

23

50

171

67

4

0

Итого:

510

80

81

245

90

14

0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»