ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2003 года № 86
Об утверждении Программы "Образование города Нижнего Новгорода:
новое качество развития на 2004-2006 годы"
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 22 Устава города Нижнего Новгорода и в целях развития и совершенствования системы образования города Нижнего Новгорода
ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу "Образование города Нижнего Новгорода: новое качество развития на 2004-2006 годы" (прилагается).
2. Рекомендовать администрации города обеспечить финансирование Программы "Образование города Нижнего Новгорода: новое качество развития на 2004-2006 годы" за счет средств городского бюджета и привлеченных средств.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на постоянную комиссию Городской Думы по образованию (Тарасова И.Б.).
Глава города В.Е.Булавинов | Председатель Городской Думы И.Н.Карнилин |
Приложение
к постановлению Городской Думы
от 19.11.2003 № 86
ПРОГРАММА
"Образование города Нижнего Новгорода:
новое качество развития на 2004-2006 годы"
Наименование программы | "Образование города Нижнего Новгорода: новое качество развития" |
Основание для разработки программы | Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Программа развития образования Нижегородской области на 2002-2005 гг. |
Основной разработчик программы | Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода. |
Цель программы | Формирование механизмов устойчивого развития и обновления образования города Нижнего Новгорода и создание условий нового качества развития образовательного комплекса. |
Задачи программы | 1. Обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения каждым юным нижегородцем полноценного качественного образования. 2. Достижение нового современного качества образования. 3. Обеспечение защиты прав потребителей образовательных услуг. 4. Формирование и развитие информационных ресурсов нижегородского образования, обеспечивающих взаимодействие между участниками образовательного процесса. 5. Формирование нормативно-правового и экономического механизмов в системе образования. 6. Создание условий для инвестиций в образовании через повышение роли общества в управлении образованием и развитие социального партнерства. 7. Формирование подростковой и молодежной инфраструктуры. |
Сроки реализации программы | 2004-2006 гг. |
Исполнители основных мероприятий программы | Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода, департамент финансовой и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода, районные органы управления образованием, образовательные учреждения. |
Объем и источники финансирования программы | Бюджет города Нижнего Новгорода: 2004 г. - 83021,2 тыс.руб. 2005 г. - 73007,2 тыс.руб. 2006 г. - 75121,2 тыс.руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Создание условий и механизмов устойчивого развития и обновления образовательной системы города. |
Контроль за выполнением программы | Городская Дума города Нижнего Новгорода, департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода. |
Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это в свою очередь выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень.
"Есть перспективное эффективное образование - будет и эффективное государство" (Путин В.В.).
В этом суть современной государственной политики в области образования, обоснование приоритета образования как самой интеллектуальноемкой "отрасли" российской экономики.
Благодаря стратегическому положению, самобытности в социально-экономи-ческом и историко-культурном отношении город Нижний Новгород становится столицей Приволжского федерального округа. Будущее города связывается с реализацией его большого научно-технического и промышленного потенциала, достижениями в области современного производства, наукоемких технологий, что напрямую зависит от способности интеллектуального потенциала города не только соответствовать времени, но и опережать его. Это в свою очередь выдвигает задачу подъема качества и эффективности нижегородского образования на новый уровень.
Высокая планка общественных ожиданий требует от системы образования, от органов власти города Нижнего Новгорода четкого осознания ответственности за качество образования в условиях модернизации при сохранении лучших традиций образовательной системы города Нижнего Новгорода.
Высокая ответственность диктует и необходимость устранения факторов, вызывающих недовольство общества по отношению к системе образования города:
недостаточное соответствие нижегородского образования, как и российского, возрастающим требованиям современной жизни и запросам населения к качеству образования и образованности выпускников;
сложное состояние материально-технической базы образовательных учреждений;
скрытое частное финансирование образования со стороны родителей, что приводит фактически к двойному налогообложению гарантированных государством бесплатных образовательных услуг;
недостаточное внимание государственных органов управления к институтам подростковой и молодежной жизни в городе, что создает среду для проявления асоциального поведения молодежи.
Такая ситуация, складывающаяся в образовании, объясняется рядом причин:
хроническое недофинансирование образовательной системы города;
неэффективность использования ресурсов, направляемых органами власти и гражданами в систему образования;
отставание организационной структуры и используемых технологий от современных требований;
складывающееся неравенство доступа к образованию, которое тормозит социальное развитие общества;
изношенность материального и человеческого ресурса системы образования.
С учетом этих факторов, задачи комплексной модернизации образования для города Нижнего Новгорода приобретают особую значимость.
Система образования города Нижнего Новгорода, представленная разветвленной сетью образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих разноуровневые образовательные программы, обеспечивает конституционные права граждан на получение полноценного образования.
| Автозаводский | Канавинский | Ленинский | Московский | Нижегородский | Приокский | Советский | Сормовский | Собственно | Всего по городу: |
Общее число образовательных учреждений, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДОУ | 92 | 21 | 30 | 44 | 26 | 30 | 28 | 39 | 310 | |
общеобразователь-ные школы, всего: | 36 | 18 | 21 | 17 | 17 | 12 | 18 | 22 | 2 | 163 |
в том числе, начальные |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
основные: | 2 | - | - | 1 | - | - | - | 4 | 7 | |
средние | 34 | 18 | 21 | 15 | 16 | 10 | 18 | 17 | 2 | 151 |
лицеи и гимназии | 2 | 2 | - | 1 | 4 | - | 4 | 1 | 2 | 16 |
школы с углублен-ным изучением предметов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
школы-интернаты; | 6 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | - | 2 | 6 | 22 |
вечерние (сменные) школы | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 11 |
детские дома | 1 | 1 | - | - | 2 | - | 5 | 9 | ||
учреждения допол-нительного образо-вания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имеющаяся сеть инновационных образовательных учреждений, специализированных учебных заведений для детей с проблемами в здоровье, учреждений дополнительного образования создает возможности для удовлетворения образовательных потребностей населения города.
Расширяется спектр образовательных услуг и вариативных образовательных программ. 98% образовательных учреждений города реализует программы дополнительного образования, как в рамках учебного плана, так и во внеурочное время.
Количество детей, в том числе: в ДОУ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
число учащихся всего: в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-4 кл. | 9282 | 4137 | 4744 | 3827 | 3764 | 2783 | 3789 | 4621 | 725 | 37672 |
5-9 кл. | 17806 | 7731 | 8221 | 7237 | 7153 | 5003 | 6586 | 8770 | 1223 | 69730 |
10-11 кл. | 5555 | 2906 | 2814 | 2526 | 3397 | 1798 | 3055 | 2893 | 3314 | 25258 |
Численность уча-щихся, окончив-ших 11 классов | 2613 | 1422 | 1428 | 1135 | 1623 | 963 | 1508 | 1376 | 150 | 12215 |
В том числе с золо-той медалью: | 48 | 33 | 35 | 43 | 69 | 34 | 101 | 44 | 11 | 418 |
С серебряной меда-лью: | 91 | 70 | 77 | 74 | 99 | 56 | 119 | 52 | 17 | 655 |
Число учащихся в коррекционных школах-интернатах | 870 | 274 | 394 | 212 | 154 | 174 | 46 | 255 | 634 | 3013 |
Количество опека-емых детей детей-сирот |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность педагогических работников | 4488 | 1623 | 1845 | 1896 | 1833 | 1416 | 1516 | 2473 | 911 | 18001 |
По-прежнему, сохраняется высокая доля числа школ, где учащиеся занимаются в 2 смены.
№ п/п | Район | Кол-во школ | Кол-во уч-ся | Первая смена | Вторая смена |
1. | Автозаводский | 42 | 33938 | 13 / 25473 | 29 / 8465 |
2. | Канавинский | 20 | 15048 | 9 / 12826 | 11 / 2222 |
3. | Ленинский | 23 | 16173 | 7 / 12594 | 16 / 3579 |
4. | Московский | 18 | 13802 | 6 / 10735 | 12 / 3067 |
5. | Нижегородский | 19 | 14734 | 5 / 11527 | 14 / 3207 |
6. | Приокский | 13 | 9758 | 3 / 7322 | 10 / 2436 |
7. | Советский | 19 | 13476 | 7 / 11203 | 12 / 2273 |
8. | Сормовский | 25 | 16789 | 10 / 12612 | 15 / 4177 |
9. | Учреждения городского подчинения | 8 | 2184 | 8 / 2184 | - |
Итого: | 187 | 135902 | 68 / 106476 | 119 / 29426 |
Обостряется проблема материально-технической базы образования, идет процесс ее устаревания: 12 зданий находятся в аварийном состоянии, 101 здание требует капитального ремонта.
|
|
| Года постройки | |||||
района | учреждения | ОУ | До 1940-х гг. | 1941- | 1961- | 1981- | 1991-2000 гг. | 2001-2003 гг. |
Автозаводский | Школы | 44 | 8 | 8 | 19 | 5 | 4 | |
ДОУ | 14 | 1 | 3 | 6 | 3 | 1 | ||
Итого: | 58 | 9 | 11 | 25 | 8 | 5 | 0 | |
Канавинский | Школы | 22 | 6 | 6 | 5 | 4 | 1 | |
ДОУ | 21 | 2 | 4 | 7 | 8 | |||
Итого: | 43 | 8 | 10 | 12 | 12 | 1 | 0 | |
Ленинский | Школы | 23 | 7 | 3 | 10 | 2 | 1 | |
ДОУ | 30 | 1 | 4 | 19 | 6 | |||
Итого: | 53 | 8 | 7 | 29 | 8 | 1 | 0 | |
Московский | Школы | 17 | 5 | 5 | 6 | 1 | ||
ДОУ | 43 | 6 | 4 | 26 | 7 | |||
Итого: | 60 | 11 | 9 | 32 | 8 | 0 | 0 | |
Нижегородский | Школы | 18 | 7 | 1 | 5 | 4 | 1 | |
ДОУ | 26 | 5 | 5 | 9 | 7 | |||
Итого: | 44 | 12 | 6 | 14 | 11 | 1 | 0 | |
Приокский | Школы | 13 | 4 | 1 | 6 | 2 | ||
ДОУ | 30 | 1 | 2 | 21 | 6 | |||
Итого: | 43 | 5 | 3 | 27 | 8 | 0 | 0 | |
Советский | Школы | 19 | 6 | 2 | 7 | 3 | 1 | |
ДОУ | 29 | 1 | 8 | 16 | 4 | |||
Итого: | 48 | 7 | 10 | 23 | 7 | 1 | 0 | |
Сормовский | Школы | 24 | 7 | 5 | 10 | 1 | 1 | |
ДОУ | 40 | 2 | 6 | 23 | 8 | 1 | ||
Итого: | 64 | 9 | 11 | 33 | 9 | 2 | 0 | |
МДО "Детство" | Школы | |||||||
ДОУ | 82 | 4 | 14 | 44 | 18 | 2 | ||
Итого: | 82 | 4 | 14 | 44 | 18 | 2 | 0 | |
Учреждения городского подчинения | Школы | 15 | 7 | 6 | 1 | 1 | ||
ДОУ | ||||||||
Итого: | 15 | 7 | 0 | 6 | 1 | 1 | 0 | |
Всего по городу | Школы | 195 | 57 | 31 | 74 | 23 | 10 | 0 |
ДОУ | 315 | 23 | 50 | 171 | 67 | 4 | 0 | |
Итого: | 510 | 80 | 81 | 245 | 90 | 14 | 0 |