Действующий

Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики Нижегородской области до 2020 года

     1. Актуальность принятия стратегии

     1.1. Современное состояние молодежной политики
     в Нижегородской области

Стратегия государственной молодежной политики в Нижегородской области (далее - Стратегия) разработана на период до 2020 года и определяет содержательные основы, механизм взаимодействия государственной и общественной молодежной политики и систему реализации приоритетных направлений молодежной политики на территории Нижегородской области.

Стратегия структурно и содержательно находится во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, определяющих основные векторы развития страны и региона с учетом вызовов предстоящего периода.

Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Нижегородской области в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на  молодые семьи в возрасте до 35 лет.

Сегодня понятие социальной группы "молодежь" ограничено возрастными рамками от 14 до 30 лет. На 1 января 2011 года в Нижегородской области проживает 817177 молодых людей. Зачастую внутри этой группы разделяют подростковый кластер (14-17 лет); юношеский кластер (18-24 года), кластер ранней взрослости (25-30 лет). Также общепринято деление молодежи на учащуюся (школьники), студенческую (учащиеся и студенты учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования), работающую молодежь и молодые семьи.

Кроме того, при реализации Стратегии целесообразно учитывать деление молодежи на группы по критерию социальной активности: социально и политически активная молодежь; социально-инертная молодежь; социально-дезадаптивная молодежь; молодежь, находящаяся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые задачи Стратегии:

- модернизация системы молодежной политики, повышение её эффективности;

- снятие социальной напряженности в молодежной среде;

- разработка комплекса мер для реализации оптимистичных жизненных сценариев молодежи.

Предполагается осуществлять систематический мониторинг реализации Стратегии для постановки задач на каждый последующий этап развития молодежной политики региона.

     1.2. Стратегический анализ молодежной
     политики региона

Разработка Стратегии развития молодежной политики в Нижегородской области до 2020 года базируется на учете вызовов времени и общества. Несмотря на то, что Правительством Нижегородской области реализуются конкретные и действенные меры в сфере молодежной политики, необходимо учитывать ряд других аспектов. Для этого необходимо проанализировать сильные, слабые стороны молодежной политики, а также возможности и угрозы.

Сильными сторонами являются:

1. Развитие спортивно-досуговой инфраструктуры. Появление физкультурно-оздоровительных комплексов (далее - ФОКов) принципиально меняет социальную ситуацию. С момента начала строительства комплексов число занимающихся физической культурой и спортом увеличилось более чем на 40%, а подростковая преступность снизилась в среднем на 44%.

2. Туристско-рекреационный потенциал региона. Объекты туризма (районы Дивеевский, Болдинский, Городецкий, Арзамасский, Богородский, городской округ Семеновский) традиционно используются в процессе социализации молодежи.

3. Первое место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) по числу молодых исследователей, выполнявших научные исследования и разработки.

4. Промышленный и интеллектуальный потенциал региона. В материальном производстве занято более 170 тыс. молодых людей. В регионе работает молодежно-инновационный центр на базе Технопарка высоких технологий "Саров".

5. Государственная поддержка семей. За 2006-2010 годы 1780 молодых семей получили жилье в рамках программы по обеспечению жильем молодых семей.

6. В регионе обучается около 200000 студентов.

7. Развитая сеть детских и молодежных общественных объединений, органов ученического и студенческого самоуправления, студенческих профсоюзных организаций, творческих молодежных союзов. В регионе действуют 1257 организаций Союза пионерских организаций Нижегородской области с охватом 145 тысяч детей и взрослых, более  1000 участников движения студенческих отрядов и 47 молодежных палат при земских собраниях.

Слабыми сторонами являются:

1. Депопуляция населения. 2010 год: Смертность - 17,9 промилле, рождаемость - 10,9 промилле. Социальной нормой в городах стала однодетность.

2. Снижение численности молодого населения Нижегородской области. Численность молодого населения снижается (см. рис. 1), что в итоге приводит к старению населения.  

     
     Рис. 1

3. Низкая бюджетная обеспеченность региональной молодежной политики. 13 место из 14 в ПФО.

4. Высокая доля безработицы в молодежной среде. В среднем 22% молодых безработных от общего количества зарегистрированных безработных в регионе.

5. Низкая численность молодежи среди сотрудников муниципальных органов по делам молодежи. 22,5% специалистов от общего количества работающих.