Действующий

Об утверждении Программы "Молодёжь Нижегородской области" на 2003-2006 годы

Содержание проблемы


Областная межведомственная Программа "Молодежь Нижегородской области (2003 -2006 гг.)" разработана с учетом десятилетнего опыта реализации государственной молодежной политики в Нижегородской области и выполнения аналогичных программ в предыдущие годы. Ее характер обеспечивает закрепление и развитие тех позитивных результатов в сфере молодежной политики, которых удалось достичь к 2003 году областными органами исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи муниципальных образований.

В 56 районах и городах области созданы и действуют муниципальные структуры в сфере молодежной политики. Кроме муниципальных органов по делам молодежи созданы и действуют структуры  по  работе с молодежью на ряде предприятий области (в 2001 году - на 38 предприятиях в 12 районах области, в 2002 году - на 80 предприятиях в 20 городах и районах). В 39 районах (городах) приняты и действуют программы “Молодёжь района (города)”.

Основными направлениями государственной молодёжной политики в деятельности органов по делам молодёжи за прошедший период стали: гражданско-патриотическое воспитание, профилактика асоциального поведения, решение социально-экономических проблем молодёжи, организация досуга молодёжи, международное молодёжное сотрудничество.

В результате целенаправленной деятельности органов исполнительной власти по реализации государственной молодёжной политики в муниципальных образованиях:

- в 37 районах (городах) приняты программы патриотического воспитания молодёжи;

- возросло количество военно-патриотических клубов (2000 год - 43 клуба, 2002 год - 77 клубов);

- снизился уровень преступности в молодёжной среде (в 2002 году на 34% меньше, по соотношению с 2001 годом);

- снизился уровень безработицы молодёжи в общем числе безработных граждан (до 24.6 % - 2002 г. по сравнению с 30% - 1996 г.);

- возрождается деятельность студенческих строительных отрядов (в 2002 г. на территории области действовало 24 отряда (731 человек));

- сформирована система досуговых мероприятий для студенческой молодёжи;

- в 12 крупных городах области действуют психолого-педагогические службы  "Телефон доверия", учреждения по социальной работе с молодёжью;

- возросло количество структур по работе с молодёжью на предприятиях области;

- создана система подготовки повышения квалификации специалистов органов по делам молодёжи (ежегодно через систему курсов повышения квалификации и семинаров проходит около 80% специалистов органов по делам молодёжи).

Вместе с тем развитие государственной молодёжной политики на территории Нижегородской области осуществляется органами по делам молодёжи в условиях социально-экономической нестабильности, утери равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых, жилищных услуг, достойной работы, а также нарастания негативных тенденций  в развитии демографической ситуации.  

Работа с молодыми семьями развивается на фоне "старения" населения и сокращения рождаемости. По данным государственной статистики Нижегородская область занимает 12 место в Приволжском Федеральном округе по рождаемости. Большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка, молодые семьи крайне неустойчивы и около 50 % их распадается. Остро стоит проблема с решением жилищных проблем молодежи.

За последние годы выросло количество студентов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования области (общее количество студентов 1997 г. - 118 тыс. человек, 2002 г. - 245 тыс. человек). Эти данные свидетельствуют о возросшей значимости и ценности получения образования среди молодёжи. Вместе с тем стремление молодежи к образованию наталкивается на барьеры социального порядка: качественные формы высшего образования становятся менее доступными для широких слоев молодежи.

Обострилась проблема востребованности работодателями определенного уровня образовательной и практической подготовки молодых людей. В общей численности населения молодёжь составляет 40%  от трудоспособного населения. В связи с этим повышение конкурентоспособности молодёжи на рынке труда выходит на одно из приоритетных мест. В то же время молодёжь является одной из самых уязвимых групп населения на рынке труда в силу отсутствия достаточных профессиональных знаний, квалификации и трудовых навыков. Одним из важных направлений по обеспечению занятости молодёжи должно стать возрождение престижа рабочих профессий и развитие молодёжного предпринимательства.

Особую роль в реализации государственной молодёжной политики играют молодёжные и детские общественные объединения. Поддержка деятельности детских и молодёжных общественных объединений будет осуществляться через систему конкурсов проектов (программ) по реализации социально значимых инициатив.

Важное место в реализации молодёжной политики на территории области занимает профилактика асоциального поведения. Реализация целенаправленных мероприятий органов по делам молодёжи совместно с муниципальными органами исполнительной власти позволила наметить тенденцию снижения уровня правонарушений в молодёжной среде (в 2002 году на 34% меньше по соотношению с 2001 годом). Однако профилактика правонарушений среди молодёжи остается актуальной проблемой в деятельности муниципальных органов по делам молодёжи.  

В настоящий момент назрела необходимость объединения усилий всех органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений по реализации государственной молодежной политики в Нижегородской области, выработки единой системы действий в данной сфере.

Программа  "Молодежь Нижегородской области (2003 -2006 гг.)" способствует объединению и координации этой многоплановой работы в эффективной и планомерной реализации комплекса мер, направленных на решение первостепенных молодежных проблем.