В 2004 году и на среднесрочную перспективу будет продолжена реформа жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области.
Финансовое обеспечение и экономическое стимулирование реформы ЖКХ будет осуществляться в основном через систему межбюджетных отношений.
Будет завершена приемка ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность, действие существующего положения о приемке объектов ЖКХ будет продлено на 2004 год.
Определение объемов финансирования расходов бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство будет производиться на основе стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц для каждого района или города. Стандарт предельной стоимости учитывает индивидуальные особенности каждого муниципального образования при производстве и реализации жилищно-коммунальных услуг населению. При определении стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо воспользоваться данными системы АСУ тарифного регулирования.
Уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги должен составить 90% от их стоимости в соответствии с федеральным стандартом.
Социальная защита населения будет обеспечена через выплату малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан будет установлен в размере 18%. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного в Нижегородской области прожиточного минимума указанная максимально допустимая доля собственных расходов семьи будет применяться с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода в семье к величине прожиточного минимума.
Средства на выплату субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг будут по-прежнему аккумулированы в областном бюджете, и ежемесячно взаимными расчетами по целевому назначению будут перечисляться в бюджеты районов и городов Нижегородской области, кроме города Нижнего Новгорода. Таким образом, вне зависимости от ситуации с исполнением бюджетов территорий будет обеспечено финансирование этой социально значимой составляющей реформы ЖКХ.
В Нижегородской области будет продолжено внедрение системы персонифицированных социальных счетов и единой системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги.
В целях экономии бюджетных средств, выявления потенциала энергосбережения и резервов снижения затрат на оплату услуг топливно-энергетического комплекса будут разработаны в натуральном и стоимостном выражении лимиты потребления (покупки) электрической и тепловой энергии для бюджетных учреждений и топлива (по видам) для муниципальных котельных. В установленном порядке будет проведен мониторинг себестоимости услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
На основании анализа, проведенного Региональной энергетической комиссией Нижегородской области, нормативы расхода природного и сжиженного газа на 1 человека будут приведены в соответствие с методическими рекомендациями по формированию нормативов потребления услуг ЖКХ, утвержденными приказом Министерства экономики Российской Федерации от 06.05.1999 № 240.
В расходах на благоустройство будет учтена сумма расходов на уличное освещение, определенная согласно лимитам потребления электроэнергии на эти цели.
В целях снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг, внедрения в отрасли энергосберегающих технологий в 2004 году будет продолжено возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями ЖКХ в уполномоченных банках на реализацию проектов энергосбережения, а также будет рассмотрена возможность включения в областной бюджет гарантий за органы местного самоуправления в пользу коммерческих банков для привлечения кредитов на внедрение энергосберегающих технологий.
В целях стабилизации финансового состояния отрасли по результатам проведенной инвентаризации в расходах на ЖКХ будет учтена часть задолженности бюджета по услугам теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, содержания жилья, оказываемым населению.