Главными задачами бюджетной политики Нижегородской области остаются повышение благосостояния населения и обеспечение роста доходов бюджета Нижегородской области. В связи с этим бюджетная политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспособности экономики области, обеспечению социальной стабильности на основе роста доходов работников как государственного, так и частного сектора экономики.
Бюджетная и налоговая политика в 2004 году и на перспективу до 2006 года направлена на решение следующих задач.
Обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы Нижегородской области.
Увеличение налогового и неналогового потенциала Нижегородской области:
- стимулирование органов местного самоуправления, обеспечивших дополнительные поступления в областной бюджет Нижегородской области;
- максимальное использование органами государственной власти возможностей применения налогового законодательства в части своих полномочий;
- взаимодействие с бюджетообразующими организациями на этапе бюджетного планирования.
Обеспечение стопроцентной собираемости налогов во все уровни бюджетной системы Нижегородской области:
- реализация механизма реструктуризации задолженности организаций;
- активизация работы с крупными налогоплательщиками, мониторинг их платежной и финансовой дисциплины.
Расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество физических лиц:
- стимулирование организаций, наращивающих налогооблагаемую базу за счет внутренних инвестиций и направляющих средства в экономику Нижегородской области;
- выявление не вовлеченных в налогообложение объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам на праве собственности.
Повышение эффективности управления государственным имуществом Нижегородской области:
- проведение инвентаризации объектов государственной собственности (в том числе земельных участков) с целью увеличения арендных платежей в бюджет;
- унификация нормативно-правовой и методологической базы для исчисления доходов от использования государственного и муниципального имущества;
- внедрение рыночного механизма при осуществлении всех операций с объектами государственной и муниципальной собственности.
Обеспечение полного финансирования обязательств, принятых на себя государственными и муниципальными органами власти:
- продолжение работы по оптимизации сети бюджетных учреждений с целью эффективного расходования бюджетных средств;
- формирование реестров расходных обязательств, с целью отмены и изменения нормативно- правовых актов, устанавливающих нефинансируемые расходные обязательства;
- установление приоритетов бюджетных расходов на 2004 год: поддержка материнства и детства, расходы на профилактику туберкулеза, наркомании и борьбу с ней, расходы на развитие физической культуры и спорта, финансирование образования, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на обновление парка сельскохозяйственной техники и пассажирского транспорта;
- создание финансового резерва с целью обеспечения ритмичности финансирования расходов.
Оптимизация государственного и муниципального долга Нижегородской области в части стоимости и сроков заимствований, погашение кредиторской задолженности по бюджетной сфере и перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Областной бюджет Нижегородской области на 2004 год должен быть сформирован с профицитом с целью погашения не менее 10 процентов объема государственного долга Нижегородской области.
Реформирование организации местного самоуправления и формирование межбюджетных отношений в Нижегородской области в рамках изменений, предусмотренных федеральным законодательством.