Действующий

О разработке проекта бюджета Нижегородской области на 2004 год

I. Главные итоги бюджетной и налоговой политики
в 2002 году и I полугодии 2003 года


При проведении бюджетной и налоговой политики в прошедшем году удалось добиться значительных положительных результатов.

Обеспечен рост внутреннего регионального продукта.

Реальные объемы внутреннего регионального продукта растут с опережением среднероссийских показателей. По оценке 2002 года по Российской Федерации внутренний валовой продукт составил 104,1 процента, по Нижегородской области аналогичный показатель достиг 109,0 процентов.

За 2002 год удалось добиться значительного роста доходов в консолидированном бюджете Нижегородской области.

Собственные доходы бюджета Нижегородской области за 2002 год возросли по сравнению с 2001 годом на 2 988,0 млн. рублей. В 2003 году планируется рост собственных доходов в объеме 3 934,9 млн. рублей, из которых за 1 полугодие 2003 года получено 1 123,0 млн. рублей.

Росту собственных доходов бюджета Нижегородской области способствовали:

- проводимая на территории Нижегородской области политика, направленная на мобилизацию внутренних ресурсов, принятие программ развития налогового и неналогового потенциала в муниципальных образованиях;

- сокращение количества налоговых льгот;

- усиление налогового администрирования. В целом по Нижегородской области за 2002 год собираемость налоговых доходов составила 97,3%, что превысило уровень 2001 года на 4,5 процентных пункта;

- проведение работы по сокращению недоимки во все уровни бюджетной системы Нижегородской области. За 2002 год недоимка в консолидированный бюджет  Нижегородской  области сократилась на  224,4 млн. рублей;

- принятие на областном уровне нормативных правовых актов, направленных на  расширение базы для исчисления доходов от использования государственной собственности.

Обеспечена социальная направленность бюджета Нижегородской области.

- на финансирование социальных расходов в 2002 году направлено 60,0% всех расходов бюджета Нижегородской области (за исключением расходов целевых бюджетных фондов) против 59,4 процента 2001 года;

- обеспечена выплата повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы Нижегородской области. На эти цели в 2002 году потребовалось дополнительно 3 036,2 млн. рублей. С 1 октября 2003 года запланировано дальнейшее повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в 1,33 раза, на что в бюджете Нижегородской области дополнительно предусмотрено около 600 млн. рублей;

- значительно увеличилась финансовая поддержка детей-сирот. В 2002 году из бюджета на эти цели выделено 14,0 млн. рублей, что превышает уровень финансирования 2001 года в 4 раза. В 2003 году запланировано 14,5 млн. рублей;

- за 2002 год и 1 полугодие 2003 года обеспечено полное погашение кредиторской задолженности по детским пособиям;

- в отличие от других регионов в Нижегородской области сохранены льготы по оплате проезда пенсионерам, студентам, школьникам, сезонная льгота садоводам. Расходы бюджета по предоставлению льгот по оплате проезда указанных категорий за 2002 год составили  78,4 млн. рублей. В 2003 году ожидаются в объеме 98,1 млн. рублей.

- приняты меры по нормализации оплаты теплоснабжения;

- разработана программа государственных гарантий, в результате реализации которой была решена проблема погашения задолженности предприятий ЖКХ, не имевших возможности за счет собственных средств и средств муниципалитетов выполнять условия Соглашения с РАО "ЕЭС России" и ОАО "Нижновэнерго". Возврат в областной бюджет средств, направленных в 2003 году на погашение задолженности, будет производиться муниципалитетами в течение 2,5 лет.

- снижена нагрузка на областной и местные бюджеты по выплате реструктурированной задолженности перед ОАО "Нижновэнерго" за потребленные энергоресурсы за счет продления сроков выплат до конца 2006 года.  

Проведена работа по оптимизации структуры государственного долга Нижегородской области.

Объем государственного долга Нижегородской области по итогам первого полугодия 2003 года составил 6768,0 млн. рублей. При этом объем внешнего долга сократился на 862,0 млн. рублей, следствием чего стало снижение валютных рисков.

Обязательства перед коммерческими банками по обслуживанию государственного долга области в 2002 году и 1 полугодии 2003 года выполнялись своевременно, в соответствии с условиями договоров. Обеспечено уменьшение расходов по обслуживанию государственного долга путем рефинансирования имеющихся задолженностей и минимизации стоимости заимствований (в части банковских кредитов средняя ставка в декабре 2001 года составляла 22,7%, в декабре 2002 года - 19%,  в июле 2003 года - 15,9%). В связи с отсутствием нарушений сроков возврата основного долга и процентов по кредитным договорам, штрафы не выплачивались.

Продолжена работа по реструктуризации долгов перед Министерством финансов Российской Федерации по бюджетным ссудам и средствам МБРР, реструктурированы обязательства перед Пенсионным фондом Российской Федерации.

В апреле 2003 года Нижегородская область начала выплачивать внешние долги. Осуществлено погашение первого транша Еврозайма 1997 года в сумме 29,1 млн. долларов США.

За 2002 год и первую половину 2003 года удалось стабилизировать финансовое положение большинства территорий Нижегородской области посредством выделения из областного бюджета целевых субвенций и субсидий.

Предоставление целевых субвенций и субсидий из областного бюджета районам и городам Нижегородской области обеспечивает своевременное финансирование социально-значимых расходов, таких как, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, расчеты за потребленные топливно-энергетические ресурсы. В областном бюджете 2002 года целевые субвенции и субсидии составили 75,9 процента от общей суммы финансовой помощи, 2003 года - 85,3 процента.

С 2002 года начата работа по реформированию межбюджетных отношений в Нижегородской области.