В 2004 году и на среднесрочную перспективу будет продолжена работа по адаптации общественного транспорта к функционированию в условиях рыночной экономики.
В 2004 году необходимо начать организацию работы пассажирского транспорта Нижегородской области через областной (муниципальный) заказ, который определит минимально необходимый объем транспортной работы, наиболее полно обеспечивающий потребности населения области в перевозках. В условиях ограниченности бюджетного финансирования основной задачей службы единого заказчика пассажирских перевозок будет рациональная организация транспортного процесса в пределах имеющихся финансовых возможностей, создание единого комплекса пассажирского транспорта региона, обеспечивающего оптимальное применение каждого вида транспорта, определение приоритетов текущей и перспективной транспортной политики.
Распределение заказа на пассажирские перевозки будет осуществляться на конкурсной основе, при этом нормативно - правовая база должна способствовать развитию конкурентной среды, созданию равных возможностей для всех видов транспорта и перевозчиков всех форм собственности. Взаимоотношения органов исполнительной власти Нижегородской области (органов местного самоуправления) и перевозчиков всех форм собственности должны формироваться на основе договоров.
При определении размера расходов на пассажирские перевозки предполагается сохранение объемов транспортной работы на уровне 2002-2003 годов. Основная бюджетная поддержка будет направлена на выполнение социальных перевозок, на автомобильном транспорте перевозки маршрутными такси должны выполняться на бездотационной основе, и в 2004 году операторам необходимо обеспечить безубыточную работу автобусов на междугородных маршрутах.
Расходы на экономическую поддержку всех видов пассажирского транспорта должны формироваться по единым параметрам.
Основные статьи затрат, в том числе и расходы на горюче-смазочные материалы, будут рассчитаны с учетом предполагаемого уровня инфляции. Для обеспечения сбалансированности бюджета и тарифной политики необходимо предусмотреть увеличение платы за проезд в среднем на 20-25% во втором полугодии 2004 года. Необходимо обеспечить синхронизацию повышения тарифов по всем видам перевозок и операторам всех форм собственности.
С целью усиления адресности социальной защиты населения, приоритетной поддержки потребителей, а не производителей услуг пассажирского транспорта, в 2004 году Правительством Нижегородской области будут разработаны варианты изменения порядка предоставления льгот по оплате проезда: выдача именных талонов на бесплатный проезд, выделение адресной субсидии пенсионерам, студентам, школьникам.
В 2004 году должна быть разработана методика определения потребности в средствах на реализацию Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" и Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по видам и предприятиям транспорта.
Данная методика должна базироваться на независимых обследованиях пассажиропотоков, на финансирование которых в областном бюджете будут предусмотрены средства.