ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 2003 года № 246


О разработке проекта бюджета
Нижегородской области на 2004 год



В целях разработки проекта бюджета Нижегородской области на 2004 год, проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2004 год" и представления его в Законодательное Собрание Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию бюджетной и налоговой  политики и межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2004 год.

2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву):

2.1. Провести формирование консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области на 2004 год в соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2004 год в срок до 1 сентября 2003 года.

2.2. Провести совместно с министерством экономики и развития предпринимательства Нижегородской области уточнение основных бюджетообразующих показателей городов и районов области на 2004 год с учетом итогов I полугодия  текущего года в срок до 1 сентября 2003 года.

2.3. Провести согласование с администрациями городов и районов Нижегородской области по уточнению особенностей социально-экономического развития городов и районов в прогнозах их бюджетов на 2004 год в срок до 10 сентября 2003 года.

3. Министерству промышленности и инноваций Нижегородской области (В.Е. Антоневичу) представить в министерство финансов Нижегородской области согласованные с администрациями городов и районов Нижегородской области объемы потребности в тепло - и электроэнергии на 2004 год в разрезе отраслей и городов и районов в срок до 15 августа 2003 года.

4. Рекомендовать Региональной энергетической комиссии Нижегородской области установить тарифы на 2004 год на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Нижегородской области, до 1 октября 2003 года.  

5. С целью исполнения статьи 151 Закона Нижегородской области от 08.10.2001 № 207-З "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области" для формирования документов и материалов, представляемых в Законодательное Собрание Нижегородской области одновременно с проектом закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2004 год" разработать и представить в министерство финансов Нижегородской области до 15 сентября 2003 года:

5.1. Министерству экономики и развития предпринимательства Нижегородской области (Г.К. Кузьминой):

- предварительные итоги социально-экономического развития Нижегородской области за истекший период текущего года;

- прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2004 год (по основным бюджетообразующим показателям, определенным для расчета консолидированного бюджета области);

- прогноз сводного финансового баланса Нижегородской области на 2004 год;

- проект адресной инвестиционной программы на 2004 год.

5.2. Министерству имущественных отношений Нижегородской области (Д.Р. Фатыхову):

- проект программы приватизации государственных предприятий Нижегородской области на 2004 год;

- план развития государственного сектора экономики на 2004 год.

6. Министерству строительства и ЖКХ Нижегородской области (В.И. Лимаренко) представить в министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области проект областной адресной инвестиционной программы с учетом положений, изложенных в разделе "Политика в области капитальных вложений" Концепции бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений на 2004 год, в срок до 15 августа 2003 года.

7. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области принять меры по обеспечению роста валового регионального продукта Нижегородской области в 2003-2004 годах в размере не менее 10 процентов.

8. Рекомендовать главам администраций городов и  районов  Нижегородской области провести формирование местных бюджетов в  соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2004 год.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.



И.о.Губернатора                                                                                                  Ю.П.Сентюрин



УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Нижегородской области
от 15.08.2003 № 246

Концепция бюджетной и налоговой политики
и межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2004 год

(далее - Концепция)

I. Главные итоги бюджетной и налоговой политики
в 2002 году и I полугодии 2003 года


При проведении бюджетной и налоговой политики в прошедшем году удалось добиться значительных положительных результатов.

Обеспечен рост внутреннего регионального продукта.

Реальные объемы внутреннего регионального продукта растут с опережением среднероссийских показателей. По оценке 2002 года по Российской Федерации внутренний валовой продукт составил 104,1 процента, по Нижегородской области аналогичный показатель достиг 109,0 процентов.

За 2002 год удалось добиться значительного роста доходов в консолидированном бюджете Нижегородской области.

Собственные доходы бюджета Нижегородской области за 2002 год возросли по сравнению с 2001 годом на 2 988,0 млн. рублей. В 2003 году планируется рост собственных доходов в объеме 3 934,9 млн. рублей, из которых за 1 полугодие 2003 года получено 1 123,0 млн. рублей.

Росту собственных доходов бюджета Нижегородской области способствовали:

- проводимая на территории Нижегородской области политика, направленная на мобилизацию внутренних ресурсов, принятие программ развития налогового и неналогового потенциала в муниципальных образованиях;

- сокращение количества налоговых льгот;

- усиление налогового администрирования. В целом по Нижегородской области за 2002 год собираемость налоговых доходов составила 97,3%, что превысило уровень 2001 года на 4,5 процентных пункта;

- проведение работы по сокращению недоимки во все уровни бюджетной системы Нижегородской области. За 2002 год недоимка в консолидированный бюджет  Нижегородской  области сократилась на  224,4 млн. рублей;

- принятие на областном уровне нормативных правовых актов, направленных на  расширение базы для исчисления доходов от использования государственной собственности.

Обеспечена социальная направленность бюджета Нижегородской области.

- на финансирование социальных расходов в 2002 году направлено 60,0% всех расходов бюджета Нижегородской области (за исключением расходов целевых бюджетных фондов) против 59,4 процента 2001 года;

- обеспечена выплата повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы Нижегородской области. На эти цели в 2002 году потребовалось дополнительно 3 036,2 млн. рублей. С 1 октября 2003 года запланировано дальнейшее повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в 1,33 раза, на что в бюджете Нижегородской области дополнительно предусмотрено около 600 млн. рублей;

- значительно увеличилась финансовая поддержка детей-сирот. В 2002 году из бюджета на эти цели выделено 14,0 млн. рублей, что превышает уровень финансирования 2001 года в 4 раза. В 2003 году запланировано 14,5 млн. рублей;

- за 2002 год и 1 полугодие 2003 года обеспечено полное погашение кредиторской задолженности по детским пособиям;

- в отличие от других регионов в Нижегородской области сохранены льготы по оплате проезда пенсионерам, студентам, школьникам, сезонная льгота садоводам. Расходы бюджета по предоставлению льгот по оплате проезда указанных категорий за 2002 год составили  78,4 млн. рублей. В 2003 году ожидаются в объеме 98,1 млн. рублей.

- приняты меры по нормализации оплаты теплоснабжения;

- разработана программа государственных гарантий, в результате реализации которой была решена проблема погашения задолженности предприятий ЖКХ, не имевших возможности за счет собственных средств и средств муниципалитетов выполнять условия Соглашения с РАО "ЕЭС России" и ОАО "Нижновэнерго". Возврат в областной бюджет средств, направленных в 2003 году на погашение задолженности, будет производиться муниципалитетами в течение 2,5 лет.

- снижена нагрузка на областной и местные бюджеты по выплате реструктурированной задолженности перед ОАО "Нижновэнерго" за потребленные энергоресурсы за счет продления сроков выплат до конца 2006 года.  

Проведена работа по оптимизации структуры государственного долга Нижегородской области.

Объем государственного долга Нижегородской области по итогам первого полугодия 2003 года составил 6768,0 млн. рублей. При этом объем внешнего долга сократился на 862,0 млн. рублей, следствием чего стало снижение валютных рисков.

Обязательства перед коммерческими банками по обслуживанию государственного долга области в 2002 году и 1 полугодии 2003 года выполнялись своевременно, в соответствии с условиями договоров. Обеспечено уменьшение расходов по обслуживанию государственного долга путем рефинансирования имеющихся задолженностей и минимизации стоимости заимствований (в части банковских кредитов средняя ставка в декабре 2001 года составляла 22,7%, в декабре 2002 года - 19%,  в июле 2003 года - 15,9%). В связи с отсутствием нарушений сроков возврата основного долга и процентов по кредитным договорам, штрафы не выплачивались.

Продолжена работа по реструктуризации долгов перед Министерством финансов Российской Федерации по бюджетным ссудам и средствам МБРР, реструктурированы обязательства перед Пенсионным фондом Российской Федерации.

В апреле 2003 года Нижегородская область начала выплачивать внешние долги. Осуществлено погашение первого транша Еврозайма 1997 года в сумме 29,1 млн. долларов США.

За 2002 год и первую половину 2003 года удалось стабилизировать финансовое положение большинства территорий Нижегородской области посредством выделения из областного бюджета целевых субвенций и субсидий.

Предоставление целевых субвенций и субсидий из областного бюджета районам и городам Нижегородской области обеспечивает своевременное финансирование социально-значимых расходов, таких как, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, расчеты за потребленные топливно-энергетические ресурсы. В областном бюджете 2002 года целевые субвенции и субсидии составили 75,9 процента от общей суммы финансовой помощи, 2003 года - 85,3 процента.

С 2002 года начата работа по реформированию межбюджетных отношений в Нижегородской области.

II. Основные задачи бюджетной и налоговой политики
на 2004 год и на перспективу до 2006 года


Главными задачами бюджетной политики Нижегородской области остаются повышение благосостояния населения и обеспечение роста доходов бюджета Нижегородской области. В связи с этим бюджетная политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспособности экономики области, обеспечению социальной стабильности на основе роста доходов работников как государственного, так и частного сектора экономики.

Бюджетная и налоговая политика в 2004 году и на перспективу до 2006 года направлена на решение следующих задач.

Обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы Нижегородской области.
     
     Увеличение налогового и неналогового потенциала Нижегородской области:

- стимулирование органов местного самоуправления, обеспечивших дополнительные поступления в областной бюджет Нижегородской области;

- максимальное использование органами государственной власти возможностей применения налогового законодательства в части своих полномочий;

- взаимодействие с бюджетообразующими организациями на этапе бюджетного планирования.

Обеспечение стопроцентной собираемости налогов во все уровни бюджетной системы Нижегородской области:

- реализация механизма реструктуризации задолженности организаций;

- активизация работы с крупными налогоплательщиками, мониторинг их платежной и финансовой дисциплины.

Расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество физических лиц:

- стимулирование организаций, наращивающих налогооблагаемую базу за счет внутренних инвестиций и направляющих средства в экономику Нижегородской области;

- выявление не вовлеченных в налогообложение объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам на праве собственности.

Повышение эффективности управления государственным имуществом Нижегородской области:

- проведение инвентаризации объектов государственной собственности (в том числе земельных участков) с целью увеличения арендных платежей в бюджет;

- унификация нормативно-правовой и методологической базы для исчисления доходов от использования государственного и муниципального имущества;

- внедрение рыночного механизма при осуществлении всех операций с объектами государственной и муниципальной собственности.

Обеспечение полного финансирования обязательств, принятых на себя государственными и муниципальными органами власти:

- продолжение работы по оптимизации сети бюджетных учреждений с целью эффективного расходования бюджетных средств;

- формирование реестров расходных обязательств, с целью отмены и изменения нормативно- правовых актов, устанавливающих нефинансируемые расходные обязательства;

- установление приоритетов бюджетных расходов на 2004 год: поддержка материнства и детства, расходы на профилактику туберкулеза, наркомании и борьбу с ней, расходы на развитие физической культуры и спорта, финансирование образования, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на обновление парка сельскохозяйственной техники и пассажирского транспорта;

- создание финансового резерва с целью обеспечения ритмичности финансирования расходов.

Оптимизация государственного и муниципального долга Нижегородской области в части стоимости и сроков заимствований,  погашение кредиторской задолженности по бюджетной сфере и перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.

Областной бюджет Нижегородской области на 2004 год должен быть сформирован с профицитом с целью погашения не менее 10 процентов объема государственного долга Нижегородской области.

Реформирование организации местного самоуправления и формирование межбюджетных отношений в Нижегородской области в рамках изменений, предусмотренных федеральным законодательством.

III. Бюджетная политика в области доходов

1.Общие положения


За основу формирования доходной части бюджета Нижегородской области будет взят прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2004 год (по основным бюджетообразующим показателям).

Дополнительно будут использованы данные статистической отчетности за предыдущие годы, сведения  налоговых  органов  о налогооблагаемой базе, начисленных и  поступивших  суммах доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области и областной бюджет, информация отраслевых министерств и ведомств области о деятельности и перспективах развития курируемых ими отраслей.

За основу для расчета налоговых доходов бюджета Нижегородской области будут взяты бюджетообразующие показатели на 2004 год: валовая продукция в отраслях экономики для налогообложения,  амортизация, прибыль, фонд оплаты труда, розничный товарооборот, платные услуги, производство алкогольной продукции, среднегодовая стоимость имущества.

При формировании бюджета Нижегородской области 2003 года в расчете использован прогнозный индекс потребительских цен в размере 112 % к предыдущему году.

По оценке министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области за 2003 год он может составить 113,7 процентов.

По предварительной оценке министерства экономики и развития предпринимательства  Нижегородской области среднегодовой индекс потребительских цен составит в 2004 году 110,4 %, в 2005 году 108,6% и в 2006 году 107,3 процента.

Индекс-дефлятор промышленного производства по отношению к предыдущему году составит в 2004 году 108,1 %, в 2005 году 108,9 %, в 2006 году 108,3 процента.

Кроме того, формирование доходной части бюджета Нижегородской области будет производиться с учетом планируемых на федеральном уровне изменений налогового законодательства на 2004 - 2006 годы, а также мер по увеличению доходов бюджета Нижегородской области, принимаемых на уровне Правительства Нижегородской области и органов местного самоуправления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»