ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2003 года № 240


О Программе развития бытового обслуживания населения
в Нижегородской области на 2003-2005 годы



В целях обеспечения благоприятных условий для развития бытового обслуживания населения, как социальной сферы, создания современной системы сервиса, увеличения объемов и видов бытовых услуг, обеспечения их территориальной доступности для населения и гарантии качества, повышения уровня и качества жизни населения области Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить Программу развития бытового обслуживания населения в Нижегородской области на 2003-2005 годы (далее - Программа).

2. Возложить координацию выполнения мероприятий Программы на министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области (Г.К. Кузьмину).

3. Предоставить министерству экономики и развития предпринимательства Нижегородской области (Г.К. Кузьминой) право корректировки мероприятий Программы в пределах сумм финансирования и сроков, установленных по разделам Программы.

4. Рекомендовать главам администраций районов и городов области:

4.1. Разработать муниципальные программы развития бытового обслуживания населения с учетом целей и мероприятий областной Программы.

4.2. Предусмотреть в планах работы мероприятия по обеспечению необходимыми бытовыми услугами малообеспеченных и социально-незащищенных граждан.

4.3 Определить перечень приоритетных видов бытовых услуг, в том числе гарантированных видов бытовых услуг первой необходимости.

4.4. Предусмотреть выделение площадей объектов нового строительства под размещение организаций бытового обслуживания населения.

4.5. Изыскать возможность установления пониженных, (льготных) тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения организациям бытового обслуживания, предоставляющих льготы на бытовые услуги малоимущим гражданам.

4.6. Изыскать возможность по предоставлению льгот по аренде помещений, находящихся в муниципальной собственности, для исполнителей бытовых услуг.

4.7. Привлекать к участию в размещении муниципальных заказов (на конкурсной основе) исполнителей бытовых услуг.

4.8. Осуществлять частичное финансирование мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов.

5. ГУ "Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области" (Д.И.Лабузе) и ОАО "Облбытсервис" (Л.Г.Бельдеру) рассмотреть возможность взаимодействия с районными Центрами поддержки предпринимательства по развитию сферы бытового обслуживания населения.

6. Рекомендовать Нижегородскому областному комитету государственной статистики (А.Н.Голубцову) представлять в министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области статистические и отчетные данные по сфере бытового обслуживания населения.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.


Губернатор                                                                                                     Г.М. Ходырев



Утверждена
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 08.08.2003 № 240


Программа
развития бытового обслуживания населения в Нижегородской области
на 2003-2005 годы


Паспорт
Программы развития бытового обслуживания населения
в Нижегородской области на 2003-2005 годы

Наименование программы

Программа развития бытового обслуживания населения в Нижегородской области на 2003-2005 годы

Наименование решения о разработке Программы

-Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2002 - 2003 годы

-Программа социально-экономического развития Нижегородской области до 2005 года

Заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Основные разработчики Программы

-Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области (департамент развития экономического потенциала территорий и потребительских рынков)

-Открытое акционерное общество "Облбытсервис"

Разработчики- соисполнители Программы

-Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области

-Министерство финансов Нижегородской области

-Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области

-Министерство образования и науки Нижегородской области

-Министерство имущественных отношений Нижегородской области

-Министерство государственно-правового обеспечения Нижегородской области,

во взаимодействии с:

-Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (по согласованию)

-Нижегородское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (по согласованию)

-Нижегородский областной комитет государственной статистики (по согласованию)

-Государственное учреждение "Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области" (по согласованию)

-Закрытое акционерное общество "Волго-Вятский межрегиональный лизинговый центр" (по согласованию)

-Торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию)

-Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский Дом малого бизнеса" (по согласованию)

-Нижегородский областной союз потребительских обществ (по согласованию)

-Нижегородская областная организация профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (по согласованию)

-Ассоциация предприятий бытового обслуживания населения (по согласованию)

-Открытое акционерное общество "Облбытсервис" (по согласованию)

Цель Программы

-обеспечение условий для развития бытового обслуживания населения, как социальной сферы, повышение уровня и качества жизни населения, создание современной системы сервиса, увеличение объемов и видов бытовых услуг, обеспечение их территориальной доступности для населения и гарантии качества, увеличение занятости населения в области

Задачи Программы

-создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития сферы бытового обслуживания населения,

-создание цивилизованных рыночных механизмов предпринимательской деятельности и благоприятных условий для работы организаций различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению (исполнителей бытовых услуг), урегулирования их взаимоотношений с социальными партнерами и потребителями бытовых услуг,

-содействие созданию и поддержка предпринимательских структур, предоставляющих бытовые услуги,

-формирование инфраструктуры государственной и общественной поддержки бытового обслуживания населения

Основные направления Программы

-разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих развитие сферы бытового обслуживания населения,

-информационно-аналитическое обеспечение развития сферы бытового обслуживания населения,

-развитие инфраструктуры сферы бытового обслуживания населения,

-поддержка производственно-маркетинговой и инновационной деятельности исполнителей бытовых услуг,

-кредитно-финансовая и инвестиционная поддержка бытового обслуживания населения,

-научно-методическое и кадровое обеспечение развития сферы бытового обслуживания населения

Сроки реализации Программы

2003-2005 годы

Планируемые объемы средств и источники финансирования мероприятий Программы

Общий объем финансирования в 2003-2005 г.г. - 133 545,0 тыс. рублей, в том числе:

- 27 095,0 тыс. рублей - средства областного бюджета в рамках мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства в Нижегородской области.

- 15 000,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета,

- 91 450,0 тыс. рублей - заемные, кредитные средства, собственные средства предприятий и предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-расширение рынка видов бытовых услуг,

-повышение уровня потребления бытовых услуг на душу населения,

-повышение качества бытовых услуг,

-увеличение объемов бытовых услуг, в том числе, оказанных малообеспеченным гражданам,

-создание новых рабочих мест,

-создание элементов инфраструктуры, оказывающих информационную, консультационную, финансовую, маркетинговую и другие виды поддержек исполнителям бытовых услуг

Система управления и контроля

-основной разработчик Программы (Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области) осуществляет непосредственный контроль за ее реализацией, осуществляя координацию взаимодействия соисполнителей

-межведомственная комиссия по бытовому обслуживанию населения

-координационный совет по развитию потребительского рынка при Правительстве Нижегородской области


Программа развития бытового обслуживания населения
в Нижегородской области на 2003-2005 годы


  

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами.


Бытовое обслуживание населения (далее - БОН) - деятельность организаций различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей по оказанию услуг и выполнению работ для населения по возмездному договору для удовлетворения бытовых (личных, семейных, домашних и иных) нужд.

До 1991 года функции по развитию бытовых услуг и координации деятельности предприятий БОН в Нижегородской области были возложены на Управление бытового обслуживания населения Горьковского облисполкома, в состав которого входили 14 производственных объединений, 5 фабрик, ремонто - строительное управление, 47 районных производственных управлений бытового обслуживания, учебно-производственный комбинат и автотранспортная база "Горьковоблтрансбыт". Управление БОН фактически было монополистом с едиными принципами функционирования, ценообразования, обеспечения и обслуживания с двойным подчинением - Горьковскому облисполкому и Министерству бытового обслуживания РСФСР.

В соответствии с указом Президента РФ от 28.11.91 г. № 24 и постановлением Губернатора Нижегородской области от 09.01.92 г. № 8 "О коммерциализации предприятий бытового обслуживания населения" была проведена коммерциализация существующей хозяйственной структуры, которая заключалась в выделении и обеспечении хозяйственной самостоятельности предприятий. В результате проведенных преобразований предприятия и их структурные подразделения стали свободно распоряжаться результатами своего труда. Однако, раздробление ранее действующих предприятий на мелкие структуры привело к потере их управляемости в виду низкого управленческого и образовательного уровня руководителей данных структур. Потеря централизованного управления привела к экономической несамостоятельности и свертыванию деятельности вновь образовавшихся предприятий по большинству видов бытовых услуг. Дотации государства, ранее направляемые на поддержку деятельности предприятий БОН, прекратились. Предприятия оказались не готовыми к работе в новых экономических условиях. Начался процесс сокращения сети предприятий БОН.

По данным НОКГС, к 2000 г. в сравнении с 1985 г., число предприятий БОН сократилось в 1,7 раз, а число приемных пунктов, обслуживающих, в первую очередь, сельское население области - в 5,6 раз. Объем бытовых услуг, в зависимости от их видов, сократился от 2 до 10 раз, численность работающих - в 1,5-2 раза, отрасль потеряла около половины производственных площадей. До 80% сельских населенных пунктов лишились ателье, мастерских и других предприятий службы быта.

Одновременно, эти явления способствовали развитию предпринимательской деятельности, поскольку эта отрасль потенциально является подходящей сферой для массового малого предпринимательства.

К 2003 г. в сфере БОН сложились многоукладные экономические отношения. Оформились три основные группы хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм:

- индивидуальные предприниматели (наиболее многочисленная группа);

- малые предприятия (с численностью работающих до 30 человек);

- крупные и средние предприятия.

В настоящее время в области действует порядка 4 тыс. предприятий различных форм собственности в сфере БОН (включая индивидуальных предпринимателей), занято свыше 30 тыс. человек.

Доля государственных предприятий составляет 0,3%, муниципальных - 2,9%, частных - 38,8%, индивидуальных предпринимателей - 44,5%, организаций, оказывающих бытовые услуги в дополнение к основной деятельности - 13,4%, прочих - 0,1%.

В декабре 2002 года на территории Нижегородской области в 48 районах было обследовано 594 предприятия, оказывающих бытовые услуги населению.

Из общего числа опрошенных предприятий, 48 - находятся в муниципальной собственности и 546 - представлены негосударственными формами собственности (частные предприятия (ЧП), акционерные общества (АО), предприятия районной потребительской кооперации (РАЙПО) (график №1).

График №1


Отдельного внимания заслуживают предприятия потребительской кооперации, составляющие 7% от общего числа предприятий, задействованных в сфере БОН. Районные потребительские общества (РАЙПО) предоставляют некоторое количество бытовых услуг на территории Нижегородской области. Это связано с тем, что по роду своей деятельности потребкооперация имеет развитую сеть предприятий. Однако, ассортимент бытовых услуг РАЙПО слабо развит, что отражено в графике 2. В этой связи, в рамках данной Программы, целесообразно активное взаимодействие с предприятиями РАЙПО в целях расширения ассортимента бытовых услуг и продвижения БОН на селе.


По результатам исследования была выявлена территориальная неравномерность оказания бытовых услуг по области, тем не менее, основные виды бытовых услуг предоставляются (график №2).

     
График №2

    

По приросту объема бытовых услуг в 199 г.. Нижегородская область вошла в число семи ведущих регионов России. С 200 г.. объемы бытовых услуг начали сокращаться. В 2002г, по данным НОКГС, населению Нижегородской области было оказано услуг бытового характера через все каналы реализации на сумму 2,02 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 23,9% меньше уровня прошлого года.

Удельный вес бытовых услуг в структуре всех платных услуг в 202 г.. составил 13,3%.

Удельный вес малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в общем объеме бытовых услуг составляет около 80%.

Наибольшие доли в структуре объема бытовых услуг в 202 г.. заняли:

- ремонт и строительство жилья-18,1%

- ремонт автотранспортных средств -13,1%

- ремонт бытовой техники-12,5%

- ремонт и пошив одежды-11,2%.

Наименьшие:

- услуги по прокату-0,4%

- услуги прачечных-0,6%

- химчистка и крашение-0,7%

- изготовление и ремонт мебели-1,5%.

В настоящее время проблема ограниченности ассортимента бытовых услуг характерна для всей сферы БОН Нижегородской области. Наиболее распространены в области около 30 видов услуг. Большую часть составляют услуги первой необходимости (парикмахерские услуги, ремонт обуви, пошив одежды и ритуальные услуги). При этом, номенклатура оказываемых услуг бедна и не всегда отвечает запросам потребителя, например, сложный ремонт бытовой техники.

В некоторых районах области отсутствуют и те специализированные предприятия, которые оказывают услуги первой необходимости (услуги по ремонту и пошиву обуви, ремонту и техническому обслуживанию теле-радиоэлектронной аппаратуры, фотоуслуги), комплексные и сельские приемные пункты.

В районах и городах области, по-прежнему, слабо развит рынок услуг химической чистки, прачечных, отсутствуют прачечные индивидуальной стирки белья (мини прачечные), прачечные самообслуживания.

Тем не менее, по результатам опроса можно прогнозировать наращивание потенциала развития сферы БОН, даже в сложившихся непростых экономических условиях. Подобный вывод позволяют сделать статистические данные опроса руководителей предприятий (график №3).

График №3

    

В настоящее время практически полностью не освоенным потребительским рынком бытовых услуг является село. Основным фактором, сдерживающим развитие БОН на селе является низкая рентабельность оказываемых услуг. В этой связи, бесспорным, является необходимость внедрения комплексной программы, предусматривающей поддержку и развитие бытовых услуг на территории сельских поселений. По результатам опроса 39% из опрошенных предпринимателей готовы работать на селе, кроме того, 19% уже осуществляют работу на селе и хотели бы расширять объемы и виды услуг (график № 4).

       
 График № 4


Также сдерживающим фактором, наряду с низкой экономической эффективностью является географическая удаленность и отсутствие оборудованных помещений для работы. Поэтому, подавляющее большинство (59%) предприятий считают наиболее приемлемой выездную форму работы. Примерно равное соотношение - 19% и 22% считают удобной, соответственно, стационарную форму работу или приемный пункт (график №5).

График № 5

Выездная форма привлекает предпринимателей и тем, что она легко организуема и является наименее затратной. Необходимо отметить, что значительная часть предпринимателей позитивно относится к опыту прежних лет, когда выезды на село были централизованными.

Тенденция к работе с сельскими территориями свойственна в основном для крупных предприятий, расположенных в промышленно-развитых районах области.

Вместе с тем большинство предпринимателей, имея желание развивать свое предприятие и работать на селе, как правило, не имеет такой возможности. Это обусловлено объективными экономическими факторами. Для решения проблем развития БОН необходима комплексная государственная поддержка.

Проблемы, которые сдерживают развитие бытового обслуживания населения:

1. Острая необходимость в приобретении современного оборудования и передовых технологий, автотранспортных средств (имеющаяся материальная база не отвечает современным требованиям).

2. Разрушение связей по поставкам материалов и комплектующих деталей (высокая стоимость основных и вспомогательных материалов, приобретаемых через посреднические фирмы, высокая стоимость транспортных расходов).

3. Высокие тарифы по оплате тепловой и электрической энергии (что увеличивает себестоимость услуг, следовательно, и цену для потребителя).

4. Недостаток собственных оборотных средств.

5. Острая потребность и сложность в получении кредитных ресурсов на развитие предприятий сферы бытовых услуг.

В сфере кредитно-финансовой поддержки предложены программы лизинга оборудования и транспортных средств для субъектов малого предпринимательства в сфере БОН.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»