Основными факторами, сдерживающими развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области, являются следующие:
- неразвитая туристская инфраструктура: недостаток комфортабельного транспорта; неудовлетворительные дороги, отсутствие предприятий общепита, придорожного сервиса, средств развлечения;
- неудовлетворительное состояние объектов историко-культурного и природного наследия;
- значительный моральный и физический износ существующей материальной базы санаторно-курортной сферы;
- малое количество средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
- недостаток высококомфортабельных гостиниц в центре города;
- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей развитие ВВТ в области;
- отсутствие системы статистического учета, что не позволяет оценить динамику отрасли региона в целом и четко просчитать бюджетную эффективность государственной поддержки развития ВВТ;
- отсутствие системы качественной подготовки инвестиционных проектов в сфере туриндустрии;
- отсутствие системного государственного подхода к управлению качеством туристских услуг;
- отсутствие туристского имиджа области; отсутствие рекламно-информационных материалов о туристском потенциале края;
- отсутствие информационных туристских офисов в Нижнем Новгороде и крупных туристских центрах области и недостаточное использование современных приемов и методов в рекламной деятельности;
- отсутствие практики создания в области благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство и реконструкцию объектов туриндустрии;
- низкий уровень сервисного обслуживания;
- отсутствие специализированных торговых точек по ходу туристских маршрутов;
- недостаточность высококвалифицированных профессионально подготовленных кадров в сфере туризма;
- ухудшение общественной безопасности и экологической обстановки в стране;
- низкий уровень доходов населения Нижегородской области;
- отсутствие интегрированности субъектов нижегородской туриндустрии в единое информационное туристское пространство;
- недостаточный уровень развития сферы туристского досуга.
Косвенным фактором, сдерживающим рост туристских потоков в область, является конкуренция со стороны как традиционных туристских регионов России - С.-Петербурга, Москвы, городов “Золотого кольца”, так и регионов, вошедших в число лидеров в последние 4 - 5 лет, а именно - Вологодской обл., Самарской обл., Калининградской обл., респ. Чувашии, Татарстана и других.
Решение проблем развития въездного и внутреннего туризма на территории области требует системности и комплексности, поскольку сама отрасль “туризм” носит ярко выраженный межотраслевой характер, задействует самые разные сектора экономики, культуру, природное наследие и мн. др. Развитие туристской инфраструктуры посредством четкого поэтапного планирования и аккумулирования разных источников финансирования на развитие туристской индустрии вызывает необходимость решения проблемы программным методом.