Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на высокий туристский потенциал области, туристские ресурсы используются нижегородскими рецептивными туроператорами недостаточно эффективно. Основной причиной является неразвитость туристской инфраструктуры области, обусловленной долгой закрытостью Нижегородской области для российских и иностранных туристов и, как следствие, информационным вакуумом о достопримечательностях края.
В то же время, Нижегородская область имеет важное стратегическое положение и обладает, по сравнению с другими областями, рядом преимуществ.
Транспортная инфраструктура.
Нижегородская область находится на перекрестке важных авто-, ж/д-, водных и авиа транспортных магистралей. Нижний Новгород располагает международным аэропортом, который является запасным аэропортом г. Москвы. В 1998 г. европейский транспортный коридор № 2 был продлен до Н. Новгорода. Время полета из Москвы в Нижний Новгород составляет около 40 мин. Авиакомпания “Lufthansa” 3 раза в неделю осуществляет рейсы из Франкфурта на Майне в Нижний Новгород и обратно. Горьковская железная дорога связывает Центральный, Северо-западный и Северный районы с Поволжьем, Уралом, Сибирью. Но имеющаяся авто, авиа и железнодорожная инфраструктура не отвечает необходимым для организации ВВТ требованиям и снижает конкурентоспособность нижегородского турпродукта.
ОАО “Судоходная компания “Волжское пароходство” имеет на своем балансе около 50 комфортабельных пассажирских теплоходов, способных обеспечить за навигацию (с мая по октябрь) перевозку более 200 тысяч туристов и пассажиров, но большая часть из них требует реконструкции и переоборудования. Судоходные реки Волга и Ока с каждым годом обмеливают и требуют значительных средств на дноуглубительные работы, реки Сура и Ветлуга доступны только для малых судов. Вследствие невозможности швартовки 3-4-х палубных теплоходов, многие города Нижегородской области остаются незадействованными в круизных маршрутах.
Поставщиками сертифицированных автотранспортных услуг для туристского рынка являются ЗАО “Автобаза “Турист”, ООО “Волга-лайн” и частные предприниматели. “Автобаза “Турист” имеет 25 очень старых автобусов, в числе которых три иномарки: “Неоплан”-214, “Вольво” и “СиСУ-87”, остальные автобусы - “ЛАЗ”- 699 отечественного производства. В 1999 году "Автобаза "Турист" обслужила 205 тысяч туристов (экскурсантов). Имеющийся автопарк не оборудован кондиционерами, что является непременным условием для приема иностранных туристов, частично оборудован биотуалетами и видео аппаратурой. Несколько нижегородских фирм: ООО “Триэл-Тур”, АОЗТ “Турист”, ООО “Авто-Тур”, ООО Т/к “Дилижанс”, ООО “Акварель”, ЗАО “Интурист”, ООО “Палыч”, АНО “Центр детского туризма и международных школьных обменов” имеют собственный, но, как правило, устаревший, сертифицированный транспорт.
Значительные затраты требуются на создание собственной нижегородской авиакомпании и приобретение авиапарка для организации, в том числе международных чартерных программ.
Не решен вопрос о внедрении на пассажирских линиях Москва - Н.Н.- Москва и С.-Петербург - Н.Н.- С.-Петербург системы подсоединения к основным составам специальных вагонов туристского назначения.
Инфраструктура размещения.
Инфраструктура размещения представлена городскими и сельскими гостиницами и иными объектами, общей вместимостью 10382 места.
Таблица № 1
Число гостиниц, мотелей, общежитий для приезжих - единиц всего в т.ч. гостиниц | Число номеров, единиц | Единовременная вместимость, койко-мест | Предоставлено койко-суток, тысяч | ||
Всего по области | 87 | 72 | 3636 | 6484 | 649,6 |
г. Н.Новгород | 26 | 20 | 2339 | 3898 | 433,4 |
* По данным Госкомстата Нижегородской области
В гостиничном хозяйстве области в 2000 году сохранялась тенденция передачи жилой площади другим организациям под служебные помещения и под жилье. Уровень обеспеченности населения области гостиничными местами составил 1,8 места на 1000 жителей (против 1,7 места в прошлом году). Снизилась загрузка номерного фонда области с 30 % в 1999 году до 27,4 % в 2000. Произошло сокращение численности размещенных лиц с 313,4 тыс. человек в 1999 году до 311,3 в 2000 году. Кроме граждан России, удельный вес которых в общем числе проживающих составил 90,9 % , проживало 17,2 тысячи граждан государств СНГ (5,5 %), и 11,0 тысяч или 3,5 % иностранных граждан.
Деловые и профессиональные поездки занимают преобладающую долю среди целей поездок - 81,8 %, по сравнению с прошлым годом, увеличилось количество поездок с целью отдыха с 12,3 % до 14,5 %.
Суточное пребывание в предприятиях гостиничного типа области обходится гражданам с учетом услуг лечебно-оздоровительного характера, питания, дополнительных платных услуг в среднем в 299 рублей, что выше уровня 1999 года на 48 %. Стоимость одной ночевки в гостиницах Н. Новгорода колеблется от 70 рублей до 3800, в зависимости от классности гостиницы.
Только гостиница “Волна” (264 места), имеет международный сертификат и соответствует классу “четыре звезды”, но располагается слишком далеко от исторического центра города и находится в неблагоприятном по экологическим параметрам месте. Средняя стоимость размещения 120 $ в сутки. Здесь размещаются в основном иностранные туристы, прибывающие с деловыми целями. Гостиницы “Октябрьская” (103 места, средн. стоимость 1200 руб.), соответствует уровню “3 звезды”; “Волжский откос” (232 места, средн. стоимость 900 руб.) и “Центральная” (667 мест, средн. стоимость 800 руб.) имеют сертификаты на соответствие требованиям безопасности и могут быть приравнены к гостиницам категории “две звезды”. Гостиница в селе Большое Болдино (100 мест, средн. стоимость 150 руб.) отвечает требованиям безопасности и соответствует категории "две звезды". В сфере обслуживания гостинично-туристского комплекса области наблюдается низкий сервис обслуживания и отмечается недостаточная комфортабельность номеров.
Наблюдается явный недостаток гостиниц туристского класса и высоко комфортабельных мини-гостиниц в исторической части в Нижнем Новгороде, и мини гостиниц туристского класса в крупных исторических центрах Нижегородской области.
Общий swot-анализ туристского потенциала области приведен в следующей таблице.
Таблица № 2
Сильные стороны развития ВВТ | Слабые стороны развития ВВТ |
- наличие достаточного количества традиционных ресурсов для развития нескольких видов туризма: культурно-познавательного и этнографического, круизного, рекреационно-лечебного, экологического, приключенческого, религиозного, охоты, рыбалки и пр.; | - неудовлетворительное состояние объектов показа; - необходимость реконструкции и модернизации большинства объектов размещения и повышение уровня их сервиса; - недостаточное количество комфортабельных гостиниц и индустрии развлечений; - неразвитость туристской инфраструктуры; - отсутствие туристского имиджа области вследствие закрытости до 1993 года области; |
- выгодное географическое расположение Нижегородской области на перекрестке важных транспортных магистралей; - близость столицы Москвы (400 км); - наличие речного, железнодорожного вокзалов, международного аэропорта, 3-х автовокзалов; | - недостаток комфортабельных авто и авиатранспортных средств для обслуживания постоянных въездных и внутренних туристских потоков; - неудовлетворительные дороги, отсутствие придорожного сервиса; |
- наличие инфраструктуры питания - около 1000 баров, ресторанов, кафе в Нижнем Новгороде; | - отсутствие информации на иностранных языках; - отсутствие приемлемого сервиса общепита в сельской местности; |
- наличие уникальных объектов историко-культурного и природного наследия; | - необходимость реконструкции большинства объектов историко-культурного и природного наследия; - отсутствие информационной базы данных о субъектах туриндустрии; |
- относительно стабильная политическая и социально-экономическая ситуация в области; | - имидж закрытого города и неизвестность области, недостаток маркетинговых мероприятий, рекламных акций; - отсутствие рекламных информационных материалов о туристском потенциале области; - отсутствие информационного туристского офиса и его представительств; |
- заинтересованность местного населения к занятию в сфере ВВТ. | - отсутствие стимулирующих условий для развития своего дела в сфере ВВТ; - низкий уровень квалификации кадров в сфере ВВТ. |
Сильные стороны развития лечебно-рекреационного туризма | Слабые стороны развития лечебно-рекреационного туризма |
- наличие ресурсов для развития санаторно-курортного комплекса; - наличие достаточной материальной базы. | - налоговый режим не позволяет реинвестировать средства в обновление и реконструкцию фондов; - содержание ведомственного жилого фонда увеличивает стоимость услуг, что понижает конкурентоспособность турпродукта. |
Сильные стороны развития культурно-познавательного туризма | Слабые стороны развития культурно-познавательного туризма |
- 3326 памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране, из них: памятников архитектуры - 1945, 26 памятников монументального искусства, 914 памятников археологии; - 2 памятника 16 века, 49 - 17 в., 185 - 18 в. | - большинство памятников архитектуры находятся в полуразрушенном состоянии; - отсутствует инфраструктура (нет дорог, удобных подъездов, электроэнергии, связи и пр.); - все археологические комплексы закрыты для туристов. |
- наличие уникальных туристских ресурсов в виде: объекта экотуризма - оз. Светлояр; - объекта этнографического туризма г. Городец; - религиозного туризма - Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и др. | - недостаточный уровень квалификации персонала принимающих центров, в т.ч. знания языков; - тенденция ликвидации кварталов традиционных деревянных домов; - отсутствие гостиниц. |
Сильные стороны развития круизного туризма | Слабые стороны развития круизного туризма |
- наличие крупных транспортных артерий - р. Волги и р. Оки и возможность создания большого спектра круизов; - наличие достаточного парка судов (более 50 судов Волжского пароходства работают более чем на 20 туристских маршрутах); - увеличение количества маршрутов по области; - наличие операторов по круизному туризму; - достаточный ресурс историко-культурного наследия; - наличие парка малых судов, которые могут быть использованы на туристских линиях; - повышение спроса на комфортабельные теплоходы. | - высокая степень изношенности судов (суда 1958 - 60-х гг., морально устаревшие по комфортабельности); - высокие затраты на техническое переоборудование круизных судов; - отсутствие собственных средств на реконструкцию и повышение комфортабельности; - отсутствие обустроенных зеленых стоянок; - невозможность приема туристскими центрами (Городец, Балахна, Чкаловск, Горбатов и др.) теплоходов из-за необорудованности причалов и обмеления русла. |
Сильные стороны развития этнографического туризма | Слабые стороны развития этнографического туризма |
В области сосредоточены 30 % ремесел всей России; почти в каждом районе работают от 50 до 200 мастеров, занятых в сфере народно-художественных промыслов и ремесел, декоративно-прикладного искусства и пр. | - недостаточный маркетинг народно-художественных промыслов и ремесел и слабая ориентированность на сувенирную продукцию; - отсутствие информации о потенциальных туристских ресурсах районов области и возможностях местного населения; - отсутствие программы микрокредитов для начинающих сельских предпринимателей. |
Сильные стороны развития экологического и сельского туризма | Слабые стороны развития экологического и сельского туризма |
- наличие уникальных природных ресурсов; - наличие традиционных ресурсов: 361 памятник природы, 17 заказников, 1 заповедник; - возможность развития сельского туризма и системы частных гостиниц. | - полное отсутствие инфраструктуры, не оборудованы стоянки; - отсутствует система регулирования антропогенных нагрузок; - отсутствие у сельского населения первоначальных инвестиций. |
Возможности | Угрозы |
- внедрение системы государственной поддержки развития ВВТ; создание специализированного фонда для поддержки проектов и проведения мероприятий, направленных на развитие въездного и внутреннего туризма; наличие федеральной целевой программы “Развитие туризма в Российской Федерации”; подписание программы Партнерства Нижегородской области с DFID и другими международными фондами. | - введение статуса закрытой области; - конкурентное и инвестиционное преимущество других областей и регионов в сфере развития ВВТ; - экономическая и политическая дестабилизация; - экологические катастрофы. |