Совершенствование организации туристской деятельности и управления развитием туризма на территории области осуществляется посредством:
- создания органа, координирующего развитие отрасли “туризм” на территории области в виде структурного подразделения (отдела или комитета по туризму) министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области на базе отдела инвестиционных ресурсов департамента внешнеэкономических связей и инвестиций;
- повышения квалификации специалистов структурного подразделения, включая стажировки по обмену опытом за рубежом;
- формирования сети муниципальных унитарных предприятий в районах области с функциями рецептивных туроператоров (прием туристов), курирующих вопросы мониторинга состояния туриндустрии на местах, координации развития ВВТ в районе, программного планирования и маркетинга местных дестинаций (туристских центров или направлений);
- создания Координационного совета по туризму, формируемого из представителей органов государственной власти Нижегородской области, призванного координировать развитие туристкой инфраструктуры в области;
- создания некоммерческого партнерства в форме ассоциации, объединяющей все сектора нижегородской туриндустрии, сферу образования в туризме и общественный сектор;
- создания и обеспечения работы туристского информационного офиса (офис было бы целесообразно разместить на территории Кремля): подведение коммуникаций, оборудование помещения, обеспечение оргтехникой, подготовка менеджеров, создание банка данных и подготовка рекламно-информационной продукции;
- создания информационной системы отрасли: формирования системы ежегодной статистической отчетности, сбора информации обо всех субъектах туриндустрии области, создания web-ориентированной базы данных по всем субъектам туриндустрии, включая разработку геоинформационной системы (программного продукта - СУБД - системы управления базой данных), позволяющей не только хранить систематизированную по географическому и тематическому принципам информацию, но и осуществлять комплексный мониторинг состояния и динамики всех секторов туриндустрии; создания специального туристского Web-сайта области на нескольких языках на базе Web-сайта Правительства Нижегородской области; создания интерактивной карты планирования туристских маршрутов; подготовки проекта по созданию единой системы бронирования туруслуг;
- создания в структуре Ассоциации “Большая Волга” подкомитета по туризму с целью координации развития круизного туризма в Приволжском Федеральном округе и планирования межобластных и межрегиональных маршрутов, обмена базами данных, проведения совместного маркетинга турпродукта;
- осуществления координации и контроля за проведением туристских мероприятий: выставок, ярмарок, фестивалей, а также изданием на территории области полиграфической продукции по туризму;
- проведения межрегиональных семинаров и конференций по вопросам развития туризма;
- разработки областных и межрегиональных программ развития туризма (по видам туризма).
В качестве экономического механизма регулирования развития туристской деятельности на территории области и стимулирования развития ВВТ в рамках Программы должны быть разработаны механизмы и формы государственной поддержки развития ВВТ:
- механизм процентного возмещения по кредитам, направленным на развитие туриндустрии области;
- льгот по налогам на имущество и на прибыль (в части платежей в местный и областной бюджеты);
- создания гарантийного фонда, позволяющего субъектам туриндустрии приобретать комфортабельный автотранспорт или переоборудовать имеющийся за счет гарантий со стороны фонда.
Указанные механизмы государственной поддержки могут быть реализованы посредством создания специального фонда развития туризма. Источником наполнения фонда могут быть как целевые бюджетные инвестиции, так и аккумулированные бюджетные и внебюджетные средства, а также при соответствующей нормативной проработке, формирование фонда за счет областных налогов, поступающих от реализации туристских услуг всех субъектов туриндустрии. Таким образом, может быть создан источник самофинансирования отрасли.
Зарубежный опыт подтверждает подобную практику уплаты туристами различных сборов, поступающих в специальные фонды, которые на 50% пополняются бюджетом.