Действующий

О программе "Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002 - 2006 гг." (с изменениями на 05 сентября 2006 г.)

Подпрограмма № 3


“Развитие лечебно-рекреационного туризма в Нижегородской области в 2002 - 2006 гг.”

Нижегородская область располагает достаточными ресурсами для развития лечебно-рекреационного туризма. Наличие источников минеральной воды разных составов, лечебных грязей, 135 предприятий лечебно-рекреационной сферы, профессионального квалифицированного медперсонала, инфраструктуры размещения и крупных областных туроператоров позволяет успешно развивать этот вид туризма.

Услуги санаторно-курортного комплекса на текущий момент являются основным видом доходов (после гостиниц) в структуре доходов туротрасли. Основными курортными зонами Нижегородской области являются: Зеленый город, Горьковское море, а также зоны рекреационного туризма по берегам рек Волга, Ока, Керженец, Ветлуга, Сережа и др. В области действует 62 санатория, в том числе с грязелечебницами и скважинами с минеральной водой, 8 пансионатов, 6 домов отдыха, 55 баз отдыха и 4 турбазы.

Динамика оборота услуг в сфере лечебно-рекреационного туризма показывает устойчивую тенденцию роста до кризиса 1998 года. С 2000 года началось постепенное выравнивание показателей с позициями 1998 года.

Таблица № 5

Объем услуг / годы

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Объём санаторно-курортных и оздоровительных услуг (тыс. $.)


1

537


7

431


13

354


19

915


20

812


20

526


9

474


6

176


8

157


10

124


В целом санаторно-курортной системой Нижегородской области в 2001 году было пролечено 78 тыс. человек, в её составе более 60 здравниц, создающих 3100 рабочих мест. Объемы санаторно-курортных услуг в 2001 году составили 283,486 млн. руб., что на 52,022 млн. больше, чем в 2000 году и на 109,61 млн. больше, чем в 1999 году, что позволяет прогнозировать рост объема услуг к 2006 году в сумме 500 млн. руб.

Одними из самых важных проблем на пути развития лечебно-рекреационного туризма в Нижегородской области являются следующие:

- ветхость материальной базы;

- недостаточный уровень комфортабельности номерного фонда;

- недостаточный спектр дополнительных услуг;

- необходимость реконструкции более 80 % жилых корпусов;

- отсутствие единого организационно-методического руководства здравниц;

- наличие нерегулируемого рынка с цепочками посредников;

- высокие затраты на содержание жилого фонда, что повышает стоимость путевок и снижает конкурентоспособность;

- высокий уровень конкуренции со стороны санаториев республик Чувашия и Мордовия, Кировской области и других регионов;

- моральное устаревание технологического оборудования;

- отсутствие или ветхость коммунальной инфраструктуры;

- недостаточный уровень технической оснащенности объектов: недостаток компьютерного оборудования и программного обеспечения, в том числе и систем бронирования;

- в связи с сокращением с 2003 года объемов финансирования из средств Фонда социального страхования, прогнозируется снижение уровня загрузки объектов на 20-30%.

В целях частичного решения указанных проблем необходимо провести следующие мероприятия:

- разработать нормативно-правовую базу развития санаторно-курортной системы в Нижегородской области;

- разработать стратегию развития санаторно-курортного комплекса области;

- разработать механизм государственной поддержки субъектов лечебно-рекреационного туризма в форме возмещения процентной ставки по кредитам, направленным на реконструкцию, переоборудование и техническое переоснащение основных фондов;

- предусмотреть в рамках действующего законодательства механизм льготного налогообложения (по налогам на прибыль и имущество в части уплаты в областной и местный бюджеты) по инвестиционным проектам, направленным на увеличение основных фондов;

- содействовать решению проблемы передачи жилого фонда санаторно-курортных комплексов на баланс местной администрации или установления льготной платы за коммунальные услуги;

- провести анализ заболеваемости населения с целью оптимизации использования санаторно-курортных учреждений для оздоровления населения с учетом региональной патологии;