“Развитие круизного туризма в Нижегородской области в 2002 - 2006 гг.”
Нижегородская область имеет выгодное географическое положение и располагает достаточными ресурсами для развития круизного туризма. Наличие Волжского пароходства и крупных туроператоров по круизному туризму: ОАО “Волга-Флот-Тур” (дочерняя компания Волжского пароходства, с тремя филиалами в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре), ООО “Гама”, ООО “Судоходная компания Вояжель”, ООО “Экспресс-НН”, ЗАО “Радар” и АОЗТ “Турист”, способствуют активному развитию рынка речных круизов.
Круизный туризм вносит большой вклад в развитие областной экономики. Он дает около трех миллионов в год налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вид туризма эффективно способствует увеличению занятости населения (работу одного теплохода обеспечивает более 100 человек). Благодаря организации экскурсий к местным достопримечательностям, сохраняются и восстанавливаются объекты историко-культурного наследия. При должной организации возможна реализация сувенирной продукции и, соответственно, увеличение доходов местного населения. В контексте развития прибрежных территорий важное значение имеет организация зеленых стоянок. Здесь могут быть перспективны проекты по организации города мастеров и досуга прибывающих туристов.
ОАО “Судоходная компания “Волжское пароходство” имеет на своем балансе около 50 пассажирских теплоходов, способных обеспечить за навигацию (с мая по октябрь) перевозку более 200 тысяч туристов и пассажиров. Волжское пароходство совершает речные круизы по рекам: Волге, Дону, Каме, каналу Москвы, Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому водному пути, рекам северо-запада, Ладожскому и Онежскому озерам. Основные маршруты: Москва, Санкт-Петербург (с заходом на острова Валаам и Кижи), Астрахань с остановкой в Макарьево, Пермь, Углич, Ярославль, Ростов-на-Дону, Беломорск и др. На маршрутах нижегородских операторов используются теплоходы проекта 92-016 типа “Георгий Жуков”, “Михаил Фрунзе”, “Михаил Калинин”, проекта 588 типа “И.С. Тургенев”, “Косм. Гагарин”, “Лев Доватор”, проекта 305 типа “Алдан” и “Б. Чирков”.
Четырехпалубные теплоходы располагают каютами со всеми удобствами, салонами для отдыха, ресторанами и барами. На некоторых оборудованы сауны и установлены бассейны. Трехпалубные теплоходы, как правило, имеют лишь частичные удобства. Теплоходы проектов КУ-040 типа “Максим Горький”, проекта КУ-056 типа “Лев Толстой”, проекта 301 типа “Нижний Новгород” работают на московском рынке круизов и в основном с иностранными туристами.
Тенденция развития рынка круизного туризма характеризуется устойчивым ростом спроса на круизные маршруты. Причем в спросе доминирует сегмент потребителей комфортабельного отдыха с максимальным комплексом разнообразных дополнительных услуг на самом теплоходе (тренажерный зал, массажный кабинет и т.д.). Общий swot-анализ потенциала (приведенный в Таблице № 2 ) свидетельствует о необходимости модернизации и переоснащении материальной базы круизного туризма для привлечения наиболее выгодных потребительских сегментов. На пути развития круизного туризма в области стоят несколько глобальных проблем: отсутствие развитой туристской инфраструктуры (необорудованность причалов, обмеления русла Волги и Оки, отсутствие оборудованных зеленых стоянок), высокая степень изношенности судов, высокие затраты на техническое переоборудование и реконструкцию круизных судов, недостаток рекламно-информационных материалов и слабое продвижение турпродукта на российский и международные туристские рынки и другие.
При условии государственной поддержки и содействия развитию туристской инфраструктуры области, круизный туризм может стать для нижегородского области одним из высокодоходных секторов туристского рынка. Но для привлечения наиболее выгодных потребительских сегментов (например, немецкий рынок) и увеличения объема туристских потоков по линии речных круизов необходимо:
- разработать механизм государственной поддержки развития круизного туризма (возмещение процентов по кредитам инвест-проектов, нацеленных на реконструкцию и переоборудование круизного флота), а также иные формы содействия;
- провести техническую модернизацию: реконструкцию и переоборудование круизных судов с целью повышения комфортабельности и удовлетворения потребностей иностранных туристов;
- определить места по берегам Волги и Оки для организации зеленых стоянок;
- провести работы по русловой съемке отдельных участков Волги и Оки с целью определения объема дноуглубительных работ, в местах швартовки теплоходов;
- провести работы по берегоукреплению и строительству причалов в г. Городце, Чкаловске, Балахне, Павлово, Макарьево, Лысково, Васильсурске, Хабаровское, Жайске (или Чулково);
- провести дноуглубительные работы у пристаней;
- провести ремонт причалов;
- построить подъезды и стоянки у пристаней;
- перевести часть скоростных судов на туристские линии;
- открыть экскурсионные линии по Волге и Оке в пределах Нижегородской области;
- внести корректировки в график движения пассажирских судов, мест и продолжительности стоянок, согласовать изменения с Росречфлотом, Волжским пароходством, круизными компаниями;
- организовать систему туров выходного и разработка туристских маршрутов по региону с использованием малых судов;
- разработать концепцию тематических маршрутов по Волге и Оке, с целью создания новых турпродуктов;
- провести рекламно-информационные туры для московских, санкт-петербургских, самарских и других операторов по круизному туризму с целью включения туристских объектов области в круизные маршруты;
- провести рекламно-информационные туры для иностранных туроператоров и журналистов;
- подготовить полиграфическую продукцию, демонстрирующую туристский потенциал круизного туризма в области: издать каталоги и буклеты;
- переоборудовать и технически обеспечить возможность использования теплоходов под гостиницы;
- подготовить предложения в программу развития круизного туризма в ПФО;
- создать комитет по туризму в рамках Ассоциации “Большая Волга”;
- содействовать привлечению инвестиций на обустройство набережной в Нижнем Новгороде по принципу парковой зоны, с установкой павильонов с сувенирной продукцией;
- со стороны собственников разработать бизнес-планы на реконструкцию судов.
В результате реализации мероприятий программы прогнозируется: