1. В поддержку инициативы проведения референдума собираются подписи участников референдума, которые могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.
2. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, составляет 2 процента от общего числа участников референдума, зарегистрированных на территории области. Комиссия Нижегородской области обязана проинформировать об общем числе участников референдума инициативную группу по проведению референдума при ее регистрации, указав это число в регистрационном свидетельстве.
3. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой не позднее чем в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого числа подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается.
4. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов) референдума. В случае вынесения на референдум проекта закона области, лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта гражданину, проставляющему свою подпись, по его первому требованию.
5. Подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.
6. Право сбора подписей участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума по финансовым вопросам может заключать с лицом, собирающим подписи, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд референдума, созданный инициативной группой по проведению референдума.
7. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении к настоящему Закону, за счет средств фонда референдума.
8. Участник референдума собственноручно ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, в котором также указываются следующие данные об участнике референдума: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом. Каждый подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи участников референдума, который собственноручно указывает свою фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства, дату рождения, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, который напротив своей фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.
9. При сборе подписей участников референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией, а подписи уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума и сборщика подписей ставятся на оборотной стороне подписного листа.
10. Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, но не более чем на 25 процентов.
Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы передаются представителем инициативной группы в комиссию Нижегородской области не позднее чем через 5 дней со дня окончания срока сбора подписей до 18 часов. В случае, если в течение этого срока не были представлены подписные листы, решение о регистрации инициативной группы считается аннулированным.
11. При приеме документов комиссия Нижегородской области заверяет каждую папку с подписными листами печатью комиссии и выдает представителю инициативной группы подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема.
12. По решению комиссии Нижегородской области для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии с правом решающего голоса, работников аппарата комиссии, членов нижестоящих комиссий референдума с правом решающего голоса. К такой проверке могут привлекаться специалисты, эксперты органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, иных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Их заключения могут служить основанием для признания подписей участников референдума недостоверными и недействительными. Для проверки подписей комиссия Нижегородской области вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) участников референдума. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.
13. Комиссия проводит проверку всех представленных подписей. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой по проведению референдума, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума. О времени проверки подписных листов комиссия Нижегородской области обязана сообщить указанным лицам.
14. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) уполномоченным представителем инициативной группы или сборщиком подписей, если это исключение ими специально отмечено в подписном листе и заверено подписью уполномоченного представителя инициативной группы или сборщика подписей до представления подписей в комиссию. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.
15. Недостоверными подписями считаются подписи участников референдума, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности.
16. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения референдума, учитывается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
17. Недействительными подписями также считаются:
а) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до регистрации инициативной группы или после заверения подписного листа сборщиком подписей, уполномоченным представителем инициативной группы;
б) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме на день проставления подписи, а также подписи участников референдума, место жительство которых расположено за пределами области;
в) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, - при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
г) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
д) подписи участников референдума без указания каких-либо сведений из требуемых в соответствии с настоящим Законом либо без собственноручного указания даты внесения подписи самим участником референдума, поставившим подпись;
е) подписи участников референдума, сведения которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
ж) подписи участников референдума с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист участником референдума и лицами, удостоверяющими подписные листы, если эти исправления специально не оговорены соответственно участником референдума, лицами, удостоверяющими подписные листы;
з) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участником референдума или лицами, удостоверяющими подписные листы;
и) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, проводившего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, проводившем сбор подписей, в дате внесения подписи лицом, проводившим сбор подписей, уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально ими не оговоренные;
к) все подписи участников референдума, внесенные в подписной лист, если в нем искажена формулировка вопроса референдума, либо не указаны наименование комиссии референдума, зарегистрировавшей инициативную группу по проведению референдума, номер регистрационного свидетельства или дата регистрации инициативной группы;
л) подписи участников референдума в случае, если сведения об участниках референдума внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими соответствующие подписи, и не лицом, проводившим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности;