2001 год | 2002 год | |
Семьи с детьми всего | 42,6 | 32,5 |
Семьи с 1 ребенком | 28,0 | 20,6 |
Семьи с 2 детьми | 58,2 | 44,3 |
Семьи с 3 детьми | 82,7 | 70,3 |
Семьи с 4 и более детьми | 96,5 | 90,8 |
Фактор многодетности влияет на различия в социально-экономическом потенциале городских и сельских семей. Как видно из представленных ниже графиков, в 2002 году произошло некоторое улучшение материального положения семей с детьми как в городе, так и в сельской местности. Причем, в большей степени положение изменилось в семьях, проживающих в городской местности, - на 50 тыс. уменьшились группы бедных семей с 1 и 2 детьми, более чем на 3 тыс. снизилось число бедных семей с 3 детьми. Улучшилась также ситуация в бедных семьях с 4 детьми, число которых снизилось к уровню 2001 года на 300 семей (График 1). В сельской местности, как и в городе, в истекшем году наиболее уязвимыми являлись многодетные семьи с 4 и более детьми. Несмотря на некоторое уменьшение числа бедных семей этого типа - на 100 семей, практически все они (99,5%) находятся за чертой бедности. В результате, доля многодетных малообеспеченных сельских семей с доходами ниже прожиточного минимума по-прежнему осталась велика (График 2).
График 1.
Семьи с детьми, проживающие в городах,
имеющих доходы ниже прожиточного минимума ( % )
График 2
Семьи с детьми, проживающие в сельской местности,
имеющих доходы ниже прожиточного минимума ( %)
Таким образом, на фоне общего падения доходов населения, семьи с тремя и более детьми оказались значительно дальше за границей прожиточного минимума в сравнении с другими группами семей, имеющих несовершеннолетних детей.
Значительную часть семейного бюджета многодетных семей составляют расходы на основные продукты питания и обеспечение детей непродовольственными товарами. При этом постоянный рост цен на продукты питания приводит к увеличению расходов на питание в семейном бюджете и, соответственно, к резкому ухудшению качества питания. При этом уровень потребления по всему набору продуктов в многодетных семьях является крайне низким в сравнении с любым нормативом по питанию, установленном в продуктовом наборе прожиточного минимума.
Низкий уровень доходов многодетных семей сказывается не только на социально-экономическом положении, но и на психологических условиях и образе жизни многодетных семей. Согласно социологическим исследованиям, многодетные относятся к семьям с крайне небольшим запасом социальных и морально-психологических ресурсов. Психологический статус многодетных семей характеризуется повышенной тревожностью, беспокойством, личным дискомфортом, социальной апатией. Многодетные семьи по различным признакам все больше приближаются к семьям группы социального риска. Только в 2002 г. детскими социально-реабилитационными учреждениями системы социальной защиты Нижегородской области было обслужено 49960 семей, в том числе 19 175 малообеспеченных и 5211 многодетных.
Многодетность становится образом жизни для многих депривированных слоев населения в виду их серьезной социальной дезадаптации, во многих случаях многодетность стала показателем отсутствия планирования семьи. Среди многодетных семей высок риск возникновения преступности взрослых и детей, основным мотивом которых становится желание и попытки преодолеть семейную бедность, приобрести средства на питание и одежду, приблизить свою жизнь к социально приемлемым стандартам. Многодетные семьи дают высокие показатели риска социального сиротства. Безнадзорность и беспризорность детей в таких семьях также характерное явление из-за равнодушия, безответственности родителей в асоциальных семьях, или из-за крайней занятости родителей в относительно благополучных семьях. По данным автоматизированной информационной системы «Дети» в 2002 г. в Нижегородской области на учете в органах социальной защиты населения состояло более 10 000 семей, находящихся в социально-опасном положении, из них многодетных - 2398 семей.
Вместе с тем, ряд многодетных семей имеет положительный настрой на самообеспечение и самореализацию. Возможность улучшения своего социального и экономического положения такие семьи связывают как с государственной помощью, так и с повышением собственной социально-трудовой активности.
Основными инструментами воздействия на процессы в экономике и социальной сфере, обеспечивающими экономическую безопасность и социальную стабильность многодетных семей, становятся законодательные и социально-экономические меры, гарантом выполнения которых служат органы государственной власти и местного самоуправления. Для эффективного использования этих средств необходимы эффективные механизмы реализации принятых нормативных правовых актов, контроль за их выполнением и аппарат прогнозирования последствий их реализации.
В течение десяти последних лет в Российской Федерации и Нижегородской области были приняты следующие документы: Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996 № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», постановление Администрации Нижегородской области от 15.06.1992 № 143 и постановление Администрации Нижегородской области от 02.02.1998 № 29 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», областная межведомственная программа «Улучшение положения семьи, женщин и детей в Нижегородской области в 2001 - 2003 годах», утвержденная постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 18.01.2001 № 21.
Таким образом, как федеральными, так и областными нормативными правовыми актами определена государственная стратегия в отношении социально-экономической поддержки многодетных семей. В настоящее время назрела необходимость изучения состояния нормативно-правовой базы и корректировки механизма ее реализации.
В Нижегородской области, как и в целом по России, многодетные семьи остаются социальной категорией, нуждающейся в целенаправленной, системной поддержке со стороны государства и строгого выполнения прав и законных интересов.
Систематизация действий по социальной поддержке многодетных семей Нижегородской области в условиях существующего правового поля и социальной инфраструктуры обеспечивает необходимость принятия областной целевой программы.