ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2003 года № 105

Об утверждении Программы "Развитие музейного дела
в Нижегородской области: 2003 - 2005 гг."

В целях развития музейного дела и совершенствования работы музеев Правительство  Нижегородской  области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу "Развитие музейного дела в Нижегородской области: 2003 - 2005 гг." (далее - Программа).

2. Министерству культуры Нижегородской области (В.И. Седову) принять меры по реализации Программы.

3. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов областного бюджета на соответствующий финансовый год.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области принять участие в реализации мероприятий Программы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.



Губернатор                                                                                 Г.М. Ходырев

Утверждена
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 15.04.2003 № 105

ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: 2003 - 2005 гг.»


Нижний Новгород, 2003


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа «Развитие музейного дела в Нижегородской области: 2003 - 2005 гг.»

Предполагаемые объёмы и источники финансирования Программы

Средства областного бюджета - 77947,5 тыс. руб., в том числе в 2003 году - 16952,5 тыс. руб., в 2004 году - 18475,0 тыс. руб., в 2005 году - 42520,0 тыс. руб., государственные капитальные вложения - 72100,0 тыс. руб., в том числе в 2003 году - 15100 тыс. руб. , в 2004 году - 16000,0 тыс. руб., в 2005 году - 41000,0 тыс.руб. средства местных бюджетов (при условии участия органов местного самоуправления в реализации мероприятий Программы) - 9698,0 тыс. руб., в том числе в 2003 году - 2943,0 тыс. руб., в 2004 году - 3280,0 тыс. руб., 2005 году -3475,0 тыс. руб., внебюджетные источники, средства федерального бюджета -89077,0 тыс. руб., в том числе в 2003 году -21877,5 тыс. руб., в 2004 году - 21350,0 тыс. руб., 2005 году - 45850,0 тыс. руб., (по согласованию).

В ходе исполнения Программы, мероприятий по её реализации, объёмы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учётом возможностей областного бюджета.

Основания для разработки Программы

Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями от 30.12.2001), Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179 « Об утверждении Положений о музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев  Российской Федерации».

Государственный заказчик

Правительство Нижегородской области

Основные разработчики Программы

Министерство культуры Нижегородской области совместно с Нижегородским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником (далее - НГИАМЗ) и региональной общественной организацией «Нижегородский центр поддержки и развития музеев» (далее - НМЦ).

Цели Программы

- сохранение культурного потенциала и культурного наследия Нижегородской области;

- создание условий для высокопрофессиональной деятельности музеев области, способных решать важные научные, образовательные, воспитательные задачи и организацию содержательного досуга граждан;

- укрепление материально-технической базы музеев;

- комплексная информатизация деятельности музеев;

- формирование привлекательного образа Нижегородской области через представление ее культурного наследия посредством технологии  Интернет.

Сроки реализации Программы

2003 - 2005 г.г.

Перечень основных мероприятий Программы

- расширение музейной сети Нижегородской области;

- ремонт и реконструкция Главных зданий Нижегородского государственного художественного музея (далее - НГХМ) и НГИАМЗ (Верхне-Волжская набережная);

- развитие материально-технической базы государственных музеев;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров музейных  работников;

- создание единой музейной информационно-ресурсной системы;

- комплексная информатизация музейной деятельности;

- совершенствование основных форм деятельности музеев.

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство культуры Нижегородской области, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, региональная общественная организация «Нижегородский центр поддержки и развития музеев, музеи г. Н. Новгорода и Нижегородской области, органы местного самоуправления г. Н. Новгорода, городов и районов Нижегородской области (при условии их участия в реализации Программы)

Основные задачи Программы

- осуществление комплекса мер по обеспечению безопасности музеев и музейных фондов;

- пополнение музейных фондов новыми экспонатами;

- создание новых музейных экспозиций;

- создание системы профессиональной подготовки музейных кадров;

- внедрение новых информационных технологий

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- формирование современной музейной сети области, включенной в систему культурного туризма, приносящей доход в бюджет области,

- учреждение районных музеев в Болдине, Пильне, Воротынце, Шатках, расширение сети негосударственных музеев (школьных, корпоративных, частных и других),

- укрепление материально-технической базы музейных учреждений (НГИАМЗ, НГХМ),

- модернизация деятельности музеев области,

- юридически-правовое оформление музейного фонда и музеев Нижегородской области,

- создание системы работы с кадрами музейных учреждений, улучшение качественного состава руководителей и специалистов,

- комплексная информатизация 22 государственных музеев области

Система контроля за  исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке министерством культуры Нижегородской области, министерством финансов Нижегородской области

     

ВВЕДЕНИЕ


По действующему законодательству все музеи Российской Федерации объединены в единую музейную сеть. В нее входят музеи государственные и негосударственные (общественные, корпоративные, частные и другие).

В непростых условиях последнего десятилетия удалось сохранить и  расширить музейную сеть Нижегородской области. Она включает более 370 музеев, из них 22 - государственных музея, которые финансируются из областного и местного бюджетов, 34 общественных районных музея и более 310 негосударственных музеев.

За последние два года созданы: Государственный Русский музей фотографии, Шахунский фольклорно-этнографический музей.

Болдинский, Воротынский, Пильнинский и Шатковский районы не имеют своих историко-краеведческих музеев.

Основными показателями, определяющими уровень и качество деятельности музеев, являются: музейные площади (включая фондохранилища), количество единиц хранения основного музейного фонда, число выставок и массовых мероприятий, численность посетителей.

Общая площадь государственных музеев Нижегородской области составляет 26.978 кв.м.  

Основной фонд государственных музеев составил на 01.01.2002 год 754.866 ед. хранения (2000 год - 601.378, 2001 год - 605.778). Число музейных предметов за последний год увеличилось на 3.722 единицы, что по масштабам области явно недостаточно. Объяснить это можно тем, что музеи не могут организовать экспедиционную работу, командировать сотрудников для работы с возможными фондообразователями, нет средств на закупку предметов музейного значения, на реставрацию экспонатов.

Общая посещаемость государственных музеев в последние годы имеет тенденцию к сокращению (1999 год - 666,3 тыс. чел., 2000 г - 628,5 тыс., 2001 год - 618 тыс.). Снизили посещаемость музеи Н. Новгорода, но увеличили ее районные музеи области.

В течение 2000 г. музеями было организовано 334 выставки, в 2001 году - 366 выставок. Столь незначительный рост объясняется отсутствием необходимых выставочных площадей, большими трудозатратами при организации выставок с привлечением экспонатов из основного фонда.

По основным показателям развития среди музеев Российской Федерации (из 89 субъектов Российской Федерации) Нижегородские государственные музеи занимают следующие позиции (по состоянию на 1999 год):

по количеству музейной площади

-

37

по числу посетителей

-

31

по количеству выставок

-

38-48

по уровню заработной платы

-

71-80

Недостаточное финансирование музеев заставило руководство большинства из них искать пути к более полной реализации возможностей привлечения дополнительных финансовых ресурсов, в том числе через участие в различного рода конкурсах и проектах.

 

I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


Музей - некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также удовлетворения духовных потребностей.

Музейное дело - вид деятельности, включающий комплектование, учёт, хранение, охрану, изучение и использования музеями культурного наследия страны и рефлексию этих процессов. Объединяет музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство, организацию управления музеями, музееведение) и музейную практику (научно-фондовую, экспозиционную и научно-просветительскую работу).

Консервация - совокупность мер, направленных на стабилизацию физического состояния памятников истории и культуры, на их долговременную защиту от воздействия влаги, температурных изменений, света, механических повреждений и на обеспечения их сохранности в конкретных условиях бытования.

Музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации движимых памятников истории и культуры, имеющих научную, художественную, историческую или иную культурную ценность и являющихся музейными предметами или предметами музейного значения.

Модернизация музейной сети


Общемировой тенденцией является возрастание общего числа музеев, увеличивающегося каждые 5 лет примерно на 10 %. За последние 10 лет число музеев в Нижегородской области возросло на 161 учреждение, в том числе государственных - на 2 (в 1992 году - 20), музеев на общественных началах - на 18 (в 1992 году - 16).

В соответствии с минимальными социальными стандартами, утверждёнными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р (с изменениями от 14 июля 2001 года) и определяющими госстандарт обеспечения населения музеями в зависимости от типа населённых пунктов, их административного статуса и численности населения каждый районный центр с численностью населения до 20 тыс. жителей должен иметь 1 музей.

Б. Болдинский, Воротынский, Пильненский, Шатковский не имеют своих историко-краеведческих музеев. По нормативам сегодня в г. Дзержинске должно быть 4 государственных музея. Основания для развития музейной сети есть в Павлово, на Бору, в Балахне.

Не получили развитие в области новые вариативные модели музеев.

Программа предполагает организацию маркетингового исследования и формирование базы данных о музеях области, потребностях общества в преобразовании музейной сферы, экспериментальную отработку вариативных моделей музеев,  разработку долгосрочной целевой Программы развития НГИАМЗ.

Безопасность музеев и музейных фондов


Обеспечение безопасности зданий и музейных фондов является одной из главных задач в сохранении историко-культурного наследия Нижегородской области.

Состояние материально-технической базы музеев не соответствует современному уровню требований к организации фондовой, экспозиционной и выставочной деятельности музеев, не может активизировать развитие музеев, а, следовательно, значительный потенциал музеев как многофункциональных учреждений не может быть реализован.

Особо критическим является положение в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике.  С января  1994 года главное здание музея  (В-Волжская наб., 7) и фондохранилище поставлены на капитальный ремонт. Старейшее и красивейшее здание музея находится в аварийном состоянии. Нижегородцы уже давно не имеют возможности посещения музея. Выросло поколение школьников, которые не знают музея.

Совершенно очевидно, что комплексное решение проблем головного музея области требует отдельной целевой программы возрождения и развития НГИАМЗ.

Нуждается в скорейшем завершении капитального ремонта и реставрации старое здание Нижегородского  государственного художественного музея (В-Волжская наб., 3).

Не имеют собственных помещений музеи Кстовского, Ардатовского, Вачского, Вадского, Богородского, Д-Константиновского, Дивеевского, Дзержинского, Кр.-Баковского, Навашинского, Перевозского, Краснооктябрьского, Первомайского, Сосновского районов.

За все время существования музеев в Нижегородской области не было построено ни одного здания для музея.

Во многих районах области в помещениях, где хранятся музейные коллекции не соблюдается температурно-влажностный режим, фондохранилища располагаются в полуподвалах, где отсутствует отопление и вентиляция. Многие музеи оснащены охранными системами устаревших модификаций.

Предполагается реализовать следующие мероприятия: создание организационных, нормативно-правовых, научно-технических и финансовых условий для обеспечения реальной безопасности  музейных собраний, музеев путём оснащения их современными техническими средствами защиты, создания баз данных о состоянии защиты музеев и музейных коллекций.

Обеспечение кадрового ресурса музеев


Кадровый состав государственных музеев включает 436 человек, из них научных сотрудников - 169, что значительно ниже нормы, предусмотренной государственными нормативными документами. Часть научных сотрудников и руководителей музеев не имеют высшего образования. Низкая заработная плата, отсутствие какой-либо социальной защиты  делают работу музейного специалиста непривлекательной.     

Несмотря на прилагаемые усилия по развитию новых направлений и методов образования на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского, актуальной остаётся кадровая проблема. Особенно острым является дефицит работающих в сфере музейного дела специалистов, владеющих современными экономическими и управленческими знаниями. Не хватает специалистов по управленческому консультированию, менеджменту, маркетингу, рекламной и издательской деятельности, которые могли бы обеспечить подготовку и реализацию инновационных проектов в области музейного дела. Нет реставраторов. Низок процент специалистов, владеющих компьютерной техникой.     

Для решения проблемы кадрового обеспечения Программа предполагает:

- формирование системы государственного заказа на профессиональное обучение музейных специалистов;

- изучение потребности музеев в обучении специалистов по специальности «музеология» (первое и второе высшее образование);

- формирование условий, стимулирующих получение профессионального образования (повышение зарплаты, карьерный рост).

Комплексная информатизация деятельности музеев


В условиях формирования информационного общества, активного внедрения в общественную жизнь новых средств коммуникации нижегородские музеи (за исключением единиц) не включены в единое информационное пространство, а в  5 государственных музеях нет даже простейшего компьютера.

В последние три года проявилась тенденция в деятельности музеев самим себя обеспечивать компьютерной и оргтехникой. Участие музеев в различного рода конкурсах и проектах, совместная деятельность с зарубежными партнёрами дают результаты. Если в 2000 году в музеях области было 17 компьютеров, то в 2001 году их стало 30.

Представляемая программа информатизации ориентирована на комплексную информатизацию внутренней профильной деятельности музеев; на информационный менеджмент музеев и общее управление функционированием музейной сети; на решение задач культурно-исторического представления культурного наследия Нижегородского края для внешнего потребителя, формирование привлекательного образа территории посредством технологий Интернет.

Первый этап ориентирован на создание предпосылок для комплексной информатизации деятельности музеев и заключается в приобретении компьютерной техники, её внедрении в музейные процессы, обучение сотрудников и создание первых достаточно простых музейных информационных продуктов, ориентированных на внешнего потребителя и заявление о себе в общем информационном пространстве  культуры России.

Второй этап ориентирован на комплексную информатизацию внутренней деятельности музея и заключается во внедрении музейных информационных систем (например, система КАМИС, компьютеризирующих процессы внутреннего хранения, учёта и движения музейного фонда, создания внутримузейных баз данных). Этот этап предусматривает проблемно-ориентированное обучение сотрудников. Основным продуктом этапа должна стать полиграфическая продукция - издание иллюстрированного каталога музеев Нижегородской области, туристических путеводителей по музеям, проспектов, представляющих города и районы области.

Программа предусматривает приобретение компьютерной техники для 22 государственных музеев области.

Научно-фондовая, научно-просветительская и
экспозиционная работа


Научно-исследовательская деятельность музея и комплектование музейных фондов - одно из основных направлений музейной деятельности.

Научно-исследовательская деятельность предполагает накопление документальных свидетельств и источников знаний, их обработку и введение в научный и общекультурный оборот.

Комплектование музейных фондов предполагает целевой, плановый, опирающийся на методологические принципы музееведения и профильных дисциплин, процесс выявления, сбора и научной организации музейных предметов, в результате которого создаётся источниковая база, необходимая для работы музея.

Последние годы систематическое комплектование музейных фондов практически не ведётся. Музеи области (особенно районные) полностью лишены возможности приобретать уникальные предметы, они не конкурентоспособны на рынке антиквариата.

Из-за отсутствия средств музеи не могут организовать экспедиционную работу, связанную с научно обоснованным комплектованием фондов.

В большинстве музеев не соблюдаются нормативы проведения сверки наличия музейных предметов с учётной документацией.

Актуальной для многих музеев является проблема морально и физически устаревших экспозиций, построенных ещё в советское время. Этот фактор не способствует повышению эффективности музейной деятельности, а ведёт к оттоку посетителей. Так, один из разделов  экспозиции Балахнинского музея создан в 60-х годах прошлого столетия. Устарела экспозиция Сергачского музея. Не созданы настоящие исторические экспозиции в Ветлужском, Богородском музеях. Слаба в художественном отношении экспозиция Русского музея фотографии.

Музейные экспозиции нередко страдают излишним теоретическим академизмом и дидактичностью, не вполне соответствуя разнообразным, в том числе рекреационным, практико-познавательным и иным внеобразовательным запросам музейной аудитории.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»