В октябре 1994 года Губернатором области была утверждена Программа "Стабилизация и развитие образовательного комплекса в новых социально-экономических условиях", главной целью которой было инициирование реформаторских процессов и вовлечение в осуществление программных мероприятий всех заинтересованных сторон.
Программой было предусмотрено изменение структуры образовательного комплекса, содержания образования; планировалось укрепление материальной базы учреждений и развитие кадрового потенциала, содействующего гуманизации учебного процесса, развитию личности, усилению социальной защиты как учащихся, так и работников образования.
Программа послужила ориентиром деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и педагогических работников.
Ход выполнения Программы неоднократно обсуждался на заседаниях коллегии департамента образования и науки, совещаниях руководителей образования области. На ее основе были разработаны и осуществлялись целевые программы по отдельным актуальным проблемам: "Педагогические кадры", "Молодежь Нижегородской области", "Одаренные дети" и т.д.
Главными результатами реализации Программы стали:
реформирование содержания образования, переход образовательных учреждений на новые учебные планы и программы;
освоение педагогическими работниками новых педагогических технологий, ориентированных на развитие личности учащихся;
дифференциация образовательных услуг, развитие вариативных образовательных программ обучения и воспитания с учетом особенностей детей и ресурсной базы;
повышение значимости в жизни общества образованного и высококвалифицированного специалиста в отдельных сферах деятельности.
В процессе реализации Программы в управление образованием был внедрен программно-целевой подход, новые формы управления образовательными учреждениями.
Однако в связи с резким сокращением финансирования многие мероприятия Программы не были осуществлены в полной мере, что не позволило достичь заявленной Программой цели.
Программа развития образования Нижегородской области до 2005 года разработана с учетом государственной политики Российской Федерации в области образования /изложенной в Законе Российской Федерации "Об образовании", в других законодательных актах/, новых социально-экономических условий, направлений и мер, закрепленных в федеральной Программе развития образования на 2000-2005 гг., и опыта реализации предыдущей Программы.