Анализ проблем в системе образования области и причин, их обусловивших, показывает, что многие из них вызваны существенными недостатками в управлении образованием.
Наиболее значимыми недостатками на муниципальном и школьном уровне являются:
1. Преобладание оперативного управления над программно-целевым.
2. Недостаточная автономность общеобразовательных учреждений. Несогласованность управления по иерархическим уровням; недостаточная государственная поддержка муниципальных образовательных систем.
3. Слабая децентрализация управления как противоречие между законодательно закрепленными компетенциями и реальными административными моделями управления.
4. Недостаточное развитие форм общественно-государственного управления.
5. Острой остается проблема кадрового обеспечения управления. Среди директоров школ свыше 10% пенсионного возраста, более 60% имеют стаж педработы более 20 лет. Отсутствует нормативно-правовая база отбора и подготовки резерва администраторов.
6. Не соответствует современным требованиям и остроте решаемых проблем уровень теоретической и практической подготовки многих администраторов образования.
Вышеназванные проблемы, в основном, являются следствием того, что система образования, главным образом, ориентирована на обеспечение текущего функционирования образовательных учреждений и управление процессами, что возможно только в качестве краткосрочной цели. Длительное по времени существование системы образования с такими целевыми установками может привести к потере качественных показателей работы системы.