В области ежегодно среднее общее образование получают около 38,5 тыс. выпускников образовательных учреждений. Высокими являются официальные показатели результативности образования. Растет число выпускников, заканчивающих школы с золотыми и серебряными медалями. Школьники-нижегородцы постоянно в числе победителей и призеров российских и международных олимпиад,
Стабильно выполняется план подготовки молодых рабочих кадров, 77,7% выпускников учреждений начального профессионального образования трудоустроены в 2001 году.
Вместе с тем имеется ряд существенных проблем:
1. Отчетливо проявилось ухудшение социального и физического здоровья обучающихся и педагогических работников. В этом процессе главную роль играет состояние социально-экономической сферы в регионе.
2. Важнейшей проблемой является восстановление единства обучения и воспитания, устойчивого функционирования воспитательных систем в школе и по месту жительства.
3. Сохраняется отрыв обучения от социально значимых проблем - система образования по-прежнему, в основном, ориентируется на воспроизведение готовых знаний и профессиональных умений, слабо работает на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры.
4. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогичесхой коррекции. Однако существующая учебно-материальная база для указанных детей не в полной мере обеспечивает необходимые условия по их содержанию и обучению.
5. Острой остается проблема профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.3.3. Кадры в образовании
Образование обеспечено кадровым корпусом, в целом обладающим высокой квалификацией и уровнем профессионального образования. Создана стабильно действующая система подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Эффективно действует система аттестации педагогических кадров. Администрацией области поддержана целевая контрактная подготовка педкадров, развитие семейных педагогических династий, что способствует закреплению педкадров.
Слабые стороны:
1. Требует совершенствования механизм прогнозирования потребности в педагогических кадрах для образовательных учреждений всех типов и видов.
2. По-прежнему высока потребность в квалифицированных кадрах мастеров производственного обучения в учреждениях НПО и учителях отдельных специальностей.
3. Недостаточный уровень подготовки педагогов к работе в условиях малокомплектной сельской школы, требующий совмещения преподавания ряда предметов,
4. Сохраняется тенденция недостаточной социальной защищенности педра-ботников из-за низкого уровня обеспеченности зарплатой, жильем, условиями отдыха и лечения и, как следствие, снижения престижа профессии, уход из учреждений образования молодых педагогов, особенно мужчин.
5. Недостаточная подготовка администраторов образования, особенно ощутимая при работе в условиях рыночных преобразований.
6. Неравный доступ городских и сельских педагогов к повышению квалификации педагогических кадров.
За последнее десятилетие весьма значительно, почти в 3 раза, уменьшилось количество молодых педагогов со стажем работы в школе до 5 лет - с 34% в 1989/1990 учебном году до 12,3% в 2000/2001. Молодые специалисты, пришедшие в школу после окончания высших и средних педагогических образовательных учреждений, не задерживаются в школе. Основной причиной ухода является низкая заработная плата и отсутствие жилья.
Группа учителей со стажем работы от 5 до 20 лет стала самой многочисленной - в ] 989/1990 учебном году их было 29%, в 2000/2001 - 50%. Доля учителей, имеющих стаж педагогического труда 20 и более лет, осталась на прежнем уровне - 36-37%. Данная тенденция - увеличение в общей массе учительства удельного веса учителей с большим стажем работы - одинаково выражена как на селе, так и в городе.
Динамика отношения заработной платы работников образования к средней заработной плате в промышленности и но области
Заработная плата работников образования намного ниже не только средней заработной платы в промышленности, среднеобластной заработной платы, но и отстает от прожиточного минимума.
13.4. Финансирование образования