Действующий

Об утверждении Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года

 1.1. Социально-экономическая ситуация в Нижегородской области /внешняя среда/

Нижегородская область представляет собой один из крупнейших индустриально-культурных центров Российской Федерации с развитой образовательной системой. На территории области сосредоточены предприятия общего и транспортного машиностроения, электротехнической, радио и приборостроительной промышленности, производства химической, топливной, лесной и бумажной продукции с разветвленной мощной системой энергетики и транспорта. В условиях развития рыночных отношений именно эти отрасли производства - наукоемкие, определяющие научно-технический прогресс и объемы отчислений финансов в бюджет области, - являются особенностью развития экономических отношений в регионе.

Процесс реформирования экономики области, как и страны в целом, идет сложно и противоречиво. Кризис 90-х годов привел к спаду производства продукции и услуг, нарастанию инфляции, нарушению денежного обращения, безработице.

В последние годы наблюдается оживление экономики. В настоящее время наметились тенденции к стабилизации и развитию отдельных отраслей: машиностроение, металлопереработка, химия и нефтехимия, пищевая промышленность, отдельные сферы сельского хозяйства. Это создает предпосылки для повышения роли образования в социально-экономическом развитии Нижегородской области. Образование реально становится сферой для инвестиций, а незатратной сферой.

Происходят положительные изменения на рынке труда. Появился устойчивый спрос на квалифицированные кадры в ряде отраслей промышленности, малом и среднем бизнесе, строительстве, транспорте, сфере обслуживания, что создает спрос на подготовку и переподготовку рабочих кадров и специалистов; а также необходимость изменения структуры подготовки. Вместе с тем существенно снизился жизненный уровень населения.

В динамике денежных доходов населения области на протяжении последних 5 лет наблюдаются среднероссийские тенденции, но их уровень значительно ниже среднего по России: так, среднедушевые доходы населения области на 20-25% ниже среднероссийских, а темпы их роста меньше на 2-2,5 %.

Растет разрыв между доходами богатых и бедных. Децильный коэффициент вырос до 15. Все это ведет к расслоению общества, порождает новые образовательные потребности населения. Уровень покупательной способности в области /соотношение среднедушевых доходов и величины прожиточного минимума/ ниже среднероссийского, а покупательная способность населения области упала по сравнению с 1995 годом более чем на 35%.

Нарастают процессы сокращения числа дошкольников, учащихся начальной и основной средней школы. К 2010 году только в сельской местности контингент учащихся сократится со 103,7 тыс. чел. /1999 г./ до 57,1 тыс. чел., то есть почти на

45 процентов или в 1,8 раза. Надо отметить, что в городской местности темпы прогнозируются менее быстрые и снижение составит 1,6.

Прогноз численности учащихся в общеобразовательных школах
Нижегородской области в 2000-2010 гг.

 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

   

   В этом десятилетии мы ощутим последствия демографического спада, продолжавшегося последний десяток лет прошедшего века. Повышение рождаемости 80-х годов привело к пику количества учащихся в школах в 1993-1999 гг., после чего ожидается значительное сокращение.

В результате прогнозируется снижение числа обучающихся к 2010 году с 446,5 тыс.чел. /1999 г./ до 266,5 тыс.чел./ в 1,68 раза или на 40,3 %/, в том числе в городской местности - с 342,8 тыс.чел. до 209,4 тыс.чел. /1,64 раза или на 38,9 %/, в сельской местности - с 103,8 тыс.чел. до 57,1 тыс.чел. /в 1,82 раза или на 45 %/.

Уже к 2003 году сокращение учащихся пройдет по 5-9 классам при пока стабильном положении в 10-11 классах, а далее с 2004 года - по общеобразовательной школе в целом. Это напрямую коснется учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Учитывая данный характер демографических и образовательных процессов, необходимость внесения заблаговременных изменений в структуру педагогической, экономической и управленческой деятельности, можно со всей определенностью утверждать, что время таких перемен пришло уже сейчас. Тенденция сокращения населения сохранится и в последующие годы, поэтому в целом прогнозируется рост демографической нагрузки на трудоспособное население. Это требует новых подходов к трудовой и профессиональной подготовке выпускников общеобразовательной и профессиональной школы.

В условиях экономических и социальных реформ существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения области. Демократизация общества создала условия для личностного развития молодежи, но в то же время социальное расслоение, снижение жизненного уровня большинства населения отрицательно сказывается на семье, увеличивается количество беспризорных детей и совершенных правонарушений, растет наркомания, через СМИ на детей обрушивается поток низкопробной продукции.

Возросшая роль этнического фактора в общественном развитии, с одной стороны, демонстрирует его социальный потенциал, а, с другой, - порождает межнациональную напряженность. В духовно-нравственном развитии человека происходит переоценка роли религии. Первоочередной проблемой становится физическое и психическое здоровье детей и молодежи.

Выводы: современное состояние социально-экономической сферы общественной жизни региона настоятельно требует перемен в стратегии развития образования Нижегородской области и, в первую очередь, в стратегии управления образованием и его ресурсами /кадровым, научно-методическим, информационным, финансовым и др./.