Система образования, представленная многопрофильными и многоуровневыми учебными заведениями, разнообразными образовательными программами общеобразовательного, профессионального и специального типов, квалифицированными педагогическими работниками, в целом соответствует потребностям детей и молодежи, родителей, государства, общества в общем и профессиональном образовании, гарантированном Конституцией России.
1.3.1.Сохранена сеть образовательных учреждений, осуществляется ввод новых школ, детских домов. Продолжается рост числа инновационных образовательных учреждений. Стабилизировалась сеть специализированных учебных заведений для детей с отклонениями в здоровье, учреждений дополнительного образования. Органично вошла в систему образовательного комплекса начальная профессиональная школа, которая вот уже 4 года финансируется из областного бюджета.
За последние годы существенно возросли возможности для удовлетворения образовательных потребностей населения в высшем и среднем образовании.
Слабые стороны:
1. По-прежнему сохраняется высокая доля числа школ, где учащиеся занимаются в 2 и 3 смены /20 % от общего количества учащихся/.
2. Предлагаемый перечень специальностей в учреждениях профессионального образования неполностью учитывает потребности рынка труда в регионе.
3. Обостряется проблема материально-технической базы образования: 38 школ, в т.ч. 27 на селе, находятся в аварийных зданиях. В комплексах /со всеми удобствами/ размещено только 60% общеобразовательных школ.
Вызывает тревогу стремительное старение школ: 38,7% школ области требуют капитального ремонта /39,2% городских и 38,4% сельских/. В них обучается 37,6% учащихся /35,2% - в городе и 45,6% - на селе/. В аварийном состоянии находятся 2,7% школ /2,4% - в городской местности, 2,8% - в сельской/. В таких школах учится 2,4% учащихся области.
Доля требующих капитального
ремонта общеобразовательных
школ Нижегородской области
Доля аварийных
общеобразовательных школ
Нижегородской области
4. Недостаточность оснащения компьютерной техникой и старение имеющейся вызывает невозможность обучения подрастающего поколения современным информационным технологиям.
Обеспеченность компьютерами учащихся общеобразовательных
школ
Рост показателя наличия компьютерных классов не означает повышения доступности компьютерной техники в школах области. Если рассмотреть динамику обеспеченности компьютерами учащихся общеобразовательных школ области, то можно видеть, что кардинальные изменения произошли лишь в начале 90-х годов, когда 1 компьютер приходился на 128 учащихся в 1991 году, а уже в 1993 году - на 62 учащихся. С тех пор ситуация в области практически не улучшилась.
В школах области сегодня один компьютер /как правило, физически и морально устаревшей модели/ приходится на 57 учащихся. При этом, если в 1991 году компьютерная техника была достаточно равномерно распределена между городской и сельской местностью /один компьютер приходился на 137 городских учащихся и 107 сельских/, то в 1999 году - на 68 городских учащихся и 37 сельских. Однако в школах стоят, в основном, устаревшие модели компьютеров, не обеспечивающие изучение информатики на современном уровне.
Региональная программа компьютеризации сельских школ, осуществляемая в рамках федеральной, уже в 2001 году позволила пополнить сельские школы области более чем на 1 тысячу единиц современной техники и, в целом, значительно улучшить ситуацию по обеспечению школ современной компьютерной техникой.