Снижение жизненного уровня населения, социальная нестабильность и безработица, рост алкоголизма и наркомании, увеличение количества граждан, не имеющих жилья и средств к существованию неуклонно ведут к увеличению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, росту числа воспитанников в социальных приютах и детских домах.
В настоящее время в области 2025 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в 51 детском доме, 1086 детей-сирот с отклонениями в развитии обучаются в специальных (коррекционных) школах-интернатах, более 1000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получают профессиональные навыки в учреждениях начального и среднего профессионального образования. 320 детей-сирот воспитываются в домах ребенка системы здравоохранения и около 700 в домах-интернатах системы социальной защиты.
Вместе с тем, исследования бесспорно доказывают невозможность полноценного и нормального развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, в условиях социальной изоляции от родителей или лиц, их заменяющих. Пережив трагедию сиротства, не имея жилья и работы, выпускники детских домов и школ-интернатов нередко склонны к девиантному поведению.
В области недостаточно ведется работа по обеспечению социальной защищенности детей из кризисных семей; медленно создаются центры по работе с семьей и детьми; многие детские дома не решают стоящих перед ними реабилитационных задач; отсутствует просветительская работа с населением, раскрывающая негативные последствия социального сиротства для общества.
880 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время не имеют закрепленного жилого помещения.
Органы местного самоуправления слабо используют семейные формы устройства детей-сирот (усыновление, приемная семья, опека и попечительство).