ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2002 года № 75
О комплексной оценке социально-экономического
развития городов и районов области
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 1 марта 2006 года № 60
__________________________________________________________________________
В целях объективной оценки социально-экономического развития городов и районов области и определения тенденций их развития, обеспечения подготовки управленческих решений руководства области и органов местного самоуправления по вопросам развития территорий Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые методические материалы по комплексной оценке социально-экономического развития городов и районов области.
2. Министерству экономики и развития предпринимательства (Ю.Л. Муравьеву):
2.1. Ежеквартально производить комплексную оценку социально-экономического развития городов и районов области и представлять Губернатору области аналитическую записку, подготовленную на основе методических материалов по комплексной оценке социально-экономического развития городов и районов области.
2.2. Обеспечить представление материалов оценки уровня социально-экономического развития городов и районов области органам местного самоуправления, Правительству Нижегородской области, министерствам и иным органам исполнительной власти, пресс-службе Губернатора области.
3. Министерству финансов (В.В.Соболеву), министерству агропромышленного комплекса (Б.В. Сметову), министерству труда и социальной защиты (Г.А. Суворову), министерству здравоохранения (В.М. Казнину) совместно с департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (В.Я. Солоничевой), Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижегородской области (Н.Ф. Поляковым) представлять в министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области необходимые данные о финансовом и социально-экономическом развитии городов и районов области согласно приложению.
4. Рекомендовать главам администраций городов и районов области для оперативного анализа причин изменения социально-экономического состояния территорий и принятия необходимых мер представлять по запросам министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области информацию по факторам и событиям, влияющим на изменение ситуации и формирование оценки территорий.
5. Признать утратившим силу постановление Администрации Нижегородской области от 15.08.2000 N 203 "О системе оперативного информирования (СОИ)".
И.о.Губернатора области Ю.П.Сентюрин
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Правительства Нижегородской
области
от 19.04.2002 № 75
Методические материалы
по комплексной оценке социально-экономического развития
городов и районов области.
Система оперативного информирования
“Социально-экономическое развитие в городах и районах области:
оценка, анализ и тенденции развития”.
Содержание:
1 | Введение. | 3 |
2 | Общие положения. | 4 |
3 | Описание методики. | 4 |
3.1. | Комплексная оценка уровня социально-экономического развития территорий по нормированному интегральному показателю. | 4 |
3.1.1. | Этапы расчета комплексной оценки. | 4 |
3.1.2. | Оценка уровня социально-экономического развития. | 5 |
3.1.3. | Вычисление нормированного интегрального показателя. | 5 |
3.1.4 | Классификация территорий по группам. | 6 |
3.2. | Рейтинговая оценка по группам показателей. | 7 |
4. | Оформление и порядок представления информационного выпуска СОИ. | 7 |
Приложение к СОИ:
1 | Перечень социально-экономических показателей. | 9 |
2 | Информационное обеспечение комплексной оценки социально-экономического развития территорий. | 10 |
3 | Весовые коэффициенты значимости показателей. | 12 |
4 | Пример расчета комплексной оценки социально-экономического развития. | 13 |
5 | Распределение показателей по 2 основным группам. | 17 |
6. | Пример расчета рейтинга территорий по 2 группам показателей. | 18 |
7. | Макет информационного выпуска. | 20 |
8 | Лист рассылки. | 35 |
1. Введение.
Нижегородская область - одна из крупнейших в России, имеет в своем составе 52 самостоятельных административно-территориальных образования с существенно различающимися природно-климатическими условиями и производственной специализацией (промышленность, сельское хозяйство).
В области сформирована система государственного регулирования социально-экономического развития территорий с использованием программно-целевого планирования и системы взаимодействия исполнительных органов власти области с органами местного самоуправления. Главная цель - создание условий для нормализации социально-экономической обстановки и повышения уровня и качества жизни населения через объединение усилий органов власти области и органов местного самоуправления.
Важным элементом указанной системы является система оперативного информирования (СОИ), которая включает мониторинг основных показателей - индикаторов социально-экономического развития территорий, оценку состояния территорий через комплексный интегральный показатель, по значению которого производится ранжирование территорий, в том числе в рамках групп территорий*, и выполняет роль основного элемента “обратной связи” в системе управления социально-экономическим развитием территорий.
(* - 5 групп: промышленные районы, смешанные районы, центральные сельскохозяйственные районы, южные сельскохозяйственные районы, северные сельскохозяйственные районы)
В основе системы 2 вида оценки социально-экономического развития территорий:
- комплексная оценка уровня социально-экономического развития территорий на основе оперативной информации по основным социально-экономическим показателям (индикаторам), включающая:
- расчет интегрального показателя оценки социально-экономического развития территорий с применением весовых коэффициентов значимости базовых показателей;
- сравнение интегрального показателя территории со среднеобластными значениями и отнесение территории к одному из четырех уровней оценки** - высокий, средний, низкий и крайне низкий;
(** - соответствует наименованиям уровней оценки регионов России в системе рейтинговой оценки, осуществляемой Министерством экономического развития и торговли РФ.)
- сравнение интегрального показателя со среднегрупповыми значениями и оценка по трем уровням - выше среднего, среднее и ниже среднего (в группе);
- рейтинговая оценка развития территорий области по 2 основным группам показателей (экономические и социальные).
Комплексная оценка уровня социально-экономического развития, как инструмент диагностики, используется при сравнительном анализе территорий области за отчетный и ретроспективный периоды, а также при разработке прогнозов социально-экономического развития. На основе анализа ее результатов оценивается эффективность мер, предпринимаемых руководящими органами муниципальных образований по реализации социально-экономической политики и определяются основные проблемы территориального развития.
Анализ изменения оценки в отчетном периоде в сравнении с предыдущим периодом позволяет выявлять как положительный опыт, эффективность решения проблем, так и упущения по конкретным направлениям.
Кроме того, система инициирует определенную соревновательность между администрациями городов и районов и стимулирует использование положительного опыта, формирующегося на тех или иных территориях.
Методологическое сопровождение и выпуск информационных сборников СОИ осуществляет департамент прогнозирования и программного планирования министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области.
2.Общие положения.
Система оперативного информирования действует в соответствии с методикой, разработанной департаментом экономики и прогнозирования (распоряжение Администрации Нижегородской области от 03.06.97 N 715-р "Об организации системы оперативного информирования о социально-экономической ситуации городов и районов области", постановление от 15.08.2000 № 203 "О системе оперативного информирования (СОИ)").
Указанная методика определяет принципы и алгоритм комплексной оценки уровня социально-экономического развития городов и районов области.
В основу оценки положены следующие принципы:
- комплексность оценки, базирующаяся на использовании в системе наиболее значимых социально-экономических и финансовых показателей;
- системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и использование синтетических характеристик развития территорий;
- достоверность исходных данных, используемых при расчете показателей, характеризующих социально-экономическое состояние территорий области;
- соответствие показателей перечню показателей прогноза социально-экономического развития области и существующей статистической отчетности;
- учет различий в производственной специализации (промышленность, сельское хозяйство) и природно-климатических условиях городов и районов.
Источниками информации для оценки являются:
- статистическая отчетность, разрабатываемая Нижегородским областным комитетом государственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ и региональным заказом;
- отчетность Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нижегородской области в соответствии с договором об организации взаимодействия;
- оперативная информация министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области.
3.Описание методики.
3.1. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития территорий по нормированному интегральному показателю.
3.1.1. Этапы расчета комплексной оценки.
Оценка уровня социально-экономического развития территорий основана на определении отклонений значений 19 социально-экономических показателей развития (приложение 1 к СОИ) городов и районов от среднеобластных (среднегрупповых) значений.
Расчет* показателей комплексной оценки осуществляется в следующей последовательности (* Осуществляется в электронном виде):
1. Сбор и введение в систему исходных данных (информационное обеспечение приведено в приложении 2 к СОИ);
2. Расчет синтетических показателей на основе исходных данных;
3. Расчет относительных отклонений показателей городов и районов от среднего значения по области с учетом соответствующего знака (+ и -) для показателей, имеющих признак стимулятора и дестимулятора;
4. Нормирование отклонений значений объёмов сельскохозяйственного производства в расчете на душу населения в диапазон отклонений значений объёмов промышленного производства в расчете на душу населения;
5. Применение весовых коэффициентов значимости показателей (приложение 3 к СОИ);
6. Вычисление интегральных показателей;
7. Нормирование интегральных показателей (на сумму весовых коэффициентов) в диапазоне от 0 до 1;
8. Оценка уровней социально - экономического развития относительно среднеобластного и среднегруппового нормированных интегральных показателей по принятым диапазонам значений;
9. Ранжирование городов и районов по значениям интегральных показателей.
3.1.2. Оценка уровня социально-экономического развития.
Уровень социально-экономического развития городов и районов области оценивается по величине отношения нормированного интегрального показателя каждой из территорий к среднеобластному нормированному интегральному показателю (на уровне области) и величине отношения к среднегрупповому нормированному интегральному показателю (на уровне группы) по интервалам, границы которых в каждом рассматриваемом периоде определяются в зависимости от среднеобластного и среднегруппового уровней.
На областном уровне выделяют четыре группы (от лучшего к худшему) - с высоким, средним, низким и крайне низким уровнем социально-экономического развития:
Шкала интегрального показателя относительно среднеобластного значения. | |
I - крайне низкий уровень (< 50% среднеобластного значения) |
На групповом уровне выделяются три группы (от лучшего к худшему) - выше среднего, среднее и ниже среднего:
Шкала интегрального показателя относительно среднегруппового значения. | |
I - состояние ниже среднего (< 95% среднегруппового значения) II - среднее состояние (от 95% до 105% среднегруппового значения) III - состояние выше среднего (> 105% среднегруппового значения) |
3.1.3. Вычисление нормированного интегрального показателя.