Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2002 года № 75

О комплексной оценке социально-экономического
 развития городов и районов области

__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 1 марта 2006 года № 60

  __________________________________________________________________________



В целях объективной оценки социально-экономического развития городов и районов области и определения тенденций их развития, обеспечения подготовки управленческих  решений  руководства области и органов местного самоуправления по вопросам развития территорий Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые методические материалы по комплексной оценке социально-экономического развития городов и районов области.

2. Министерству экономики и развития предпринимательства (Ю.Л. Муравьеву):

2.1. Ежеквартально производить комплексную оценку социально-экономического развития городов и районов области и представлять Губернатору области аналитическую записку, подготовленную на основе методических материалов по комплексной оценке социально-экономического развития городов и районов области.

2.2. Обеспечить представление материалов оценки уровня социально-экономического развития городов и районов области органам местного самоуправления, Правительству Нижегородской области, министерствам и иным органам исполнительной власти, пресс-службе Губернатора области.

3. Министерству финансов (В.В.Соболеву), министерству агропромышленного комплекса (Б.В. Сметову), министерству труда и социальной защиты (Г.А. Суворову), министерству здравоохранения (В.М. Казнину) совместно с департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (В.Я. Солоничевой), Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижегородской области (Н.Ф. Поляковым) представлять в министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области необходимые данные о финансовом и социально-экономическом развитии городов и районов области согласно приложению.

4. Рекомендовать главам администраций городов и районов области для оперативного анализа причин изменения социально-экономического состояния территорий и принятия необходимых мер представлять по запросам министерства экономики и развития  предпринимательства  Нижегородской  области информацию по факторам и событиям, влияющим на изменение ситуации и формирование оценки территорий.

5. Признать утратившим силу постановление Администрации Нижегородской области от 15.08.2000 N 203 "О системе оперативного информирования (СОИ)".



И.о.Губернатора области                                    Ю.П.Сентюрин

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Правительства Нижегородской
области
от 19.04.2002 № 75

Методические материалы
по комплексной оценке социально-экономического развития
городов и районов области.


Система оперативного информирования
 “Социально-экономическое развитие в городах и районах области:
оценка, анализ и тенденции развития”.


Содержание:

1

Введение.

3

2

Общие положения.

4

3

Описание методики.

4

3.1.

Комплексная оценка уровня социально-экономического развития территорий по нормированному интегральному показателю.

4

3.1.1.

Этапы расчета комплексной оценки.

4

3.1.2.

Оценка уровня социально-экономического развития.

5

3.1.3.

Вычисление нормированного интегрального показателя.

5

3.1.4

Классификация территорий по группам.

6

3.2.

Рейтинговая оценка по группам показателей.

7

4.

Оформление и порядок представления информационного выпуска СОИ.

7


Приложение к СОИ:

1

Перечень социально-экономических показателей.

9

2

Информационное обеспечение комплексной оценки социально-экономического развития территорий.

10

3

Весовые коэффициенты значимости показателей.

12

4

Пример расчета комплексной оценки социально-экономического развития.

13

5

Распределение показателей по 2 основным группам.

17

6.

Пример расчета рейтинга территорий по 2 группам показателей.

18

7.

Макет информационного выпуска.

20

8

Лист рассылки.

35



1. Введение.


Нижегородская область - одна из крупнейших в России, имеет в своем составе 52 самостоятельных административно-территориальных образования с существенно различающимися природно-климатическими условиями и производственной специализацией (промышленность, сельское хозяйство).

В области сформирована система государственного регулирования социально-экономического развития территорий с использованием программно-целевого планирования и системы взаимодействия исполнительных органов власти области с органами местного самоуправления. Главная цель - создание условий для нормализации социально-экономической обстановки и повышения уровня и качества жизни населения через объединение усилий органов власти области и органов местного самоуправления.

Важным элементом указанной системы является система оперативного информирования (СОИ), которая включает мониторинг основных показателей - индикаторов социально-экономического развития территорий, оценку состояния территорий через комплексный интегральный показатель, по значению которого производится ранжирование территорий, в том числе в рамках групп территорий*, и выполняет роль основного элемента “обратной связи” в системе управления социально-экономическим развитием территорий.

(* - 5 групп: промышленные районы, смешанные районы, центральные сельскохозяйственные районы, южные сельскохозяйственные районы, северные сельскохозяйственные районы)

В основе системы 2 вида оценки социально-экономического развития территорий:

- комплексная оценка уровня социально-экономического развития территорий на основе оперативной информации по основным социально-экономическим показателям (индикаторам), включающая:

- расчет интегрального показателя оценки социально-экономического развития территорий с применением весовых коэффициентов значимости  базовых показателей;

- сравнение интегрального показателя территории со среднеобластными значениями и отнесение территории к одному из четырех уровней оценки** - высокий, средний, низкий и крайне низкий;

(** - соответствует наименованиям уровней оценки регионов России в системе рейтинговой оценки, осуществляемой Министерством экономического развития и торговли РФ.)

- сравнение интегрального показателя со среднегрупповыми значениями и оценка по трем уровням - выше среднего, среднее и ниже среднего (в группе);

- рейтинговая оценка развития территорий области по 2 основным группам показателей (экономические и социальные).

Комплексная оценка уровня социально-экономического развития, как инструмент диагностики, используется при сравнительном анализе территорий области за отчетный и ретроспективный периоды, а также при разработке прогнозов социально-экономического развития. На основе анализа ее результатов оценивается эффективность мер, предпринимаемых руководящими органами муниципальных образований по реализации социально-экономической политики и определяются основные проблемы территориального развития.

Анализ изменения оценки в отчетном периоде в сравнении с предыдущим периодом позволяет выявлять как положительный опыт, эффективность решения проблем, так и упущения по конкретным направлениям.

Кроме того, система инициирует определенную соревновательность между администрациями городов и районов и стимулирует использование положительного опыта, формирующегося на тех или иных территориях.

Методологическое сопровождение и выпуск информационных сборников СОИ осуществляет департамент прогнозирования и программного планирования министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области.

2.Общие положения.

Система оперативного информирования действует в соответствии с методикой, разработанной департаментом экономики и прогнозирования (распоряжение Администрации Нижегородской области от 03.06.97 N 715-р "Об организации системы оперативного информирования о социально-экономической ситуации городов и районов области", постановление от 15.08.2000 № 203 "О системе оперативного информирования (СОИ)").

Указанная методика определяет принципы и алгоритм комплексной оценки уровня социально-экономического развития городов и районов области.

В основу оценки положены  следующие принципы:

- комплексность оценки, базирующаяся на использовании в системе наиболее значимых социально-экономических и финансовых показателей;

- системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и использование синтетических характеристик развития территорий;

- достоверность исходных данных, используемых при расчете показателей, характеризующих социально-экономическое состояние территорий области;

- соответствие показателей перечню показателей прогноза социально-экономического развития области и существующей статистической отчетности;

- учет различий в производственной специализации (промышленность, сельское хозяйство) и природно-климатических условиях городов и районов.

Источниками информации для оценки являются:

- статистическая отчетность, разрабатываемая Нижегородским областным комитетом государственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ и региональным заказом;

- отчетность Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нижегородской области в соответствии с договором об организации взаимодействия;

- оперативная информация министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области.

3.Описание методики.

3.1. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития территорий по нормированному интегральному показателю.
3.1.1. Этапы расчета комплексной оценки.

Оценка уровня социально-экономического развития территорий основана на определении отклонений значений 19 социально-экономических показателей развития (приложение 1 к СОИ) городов и районов от среднеобластных (среднегрупповых) значений.

Расчет* показателей комплексной оценки осуществляется в следующей последовательности (* Осуществляется в электронном виде):

1. Сбор и введение в систему исходных данных (информационное обеспечение приведено в приложении 2 к СОИ);

2. Расчет синтетических показателей на основе исходных данных;

3. Расчет относительных отклонений показателей городов и районов от среднего значения   по области с учетом соответствующего знака (+ и -) для показателей, имеющих признак стимулятора и дестимулятора;

4. Нормирование отклонений значений объёмов сельскохозяйственного производства в расчете на душу населения в диапазон отклонений значений объёмов промышленного производства в расчете на душу населения;

5.  Применение весовых коэффициентов значимости показателей (приложение 3 к СОИ);

6. Вычисление интегральных показателей;

7. Нормирование интегральных показателей (на сумму весовых коэффициентов) в диапазоне от 0 до 1;

8. Оценка  уровней  социально - экономического  развития  относительно среднеобластного и среднегруппового нормированных интегральных показателей по принятым диапазонам значений;

9. Ранжирование городов и районов по значениям интегральных показателей.


3.1.2. Оценка уровня социально-экономического развития.

Уровень социально-экономического развития городов и районов области оценивается по величине отношения нормированного интегрального показателя каждой из территорий к среднеобластному нормированному интегральному показателю (на уровне области) и величине отношения к среднегрупповому нормированному интегральному показателю (на уровне группы) по интервалам, границы которых в каждом рассматриваемом периоде определяются в зависимости от среднеобластного и среднегруппового уровней.

На областном уровне выделяют четыре группы (от лучшего к худшему) - с высоким, средним, низким и крайне низким уровнем социально-экономического развития:

Шкала интегрального показателя относительно среднеобластного значения.

I - крайне низкий уровень (< 50% среднеобластного значения)
II - низкий уровень (от 50% до 85% среднего значения)
III - средний уровень (от 85% до 115% среднего значения)
IV - высокий уровень (> 115% от среднего)


На групповом уровне выделяются три группы (от лучшего к худшему) - выше среднего, среднее и ниже среднего:

Шкала интегрального показателя относительно среднегруппового значения.

I - состояние ниже среднего (< 95% среднегруппового значения)

II - среднее состояние (от 95% до 105%

среднегруппового значения)

III - состояние выше среднего (> 105% среднегруппового значения)


3.1.3. Вычисление нормированного интегрального показателя.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»