Действующий

О разработке проекта бюджета Нижегородской области на 2003 год

4. Основные направления по увеличению налогового потенциала области

Существенное влияние на рост доходов бюджета должно оказать дальнейшее повышение эффективности налогового администрирования.

Совершенствование администрирования налоговых платежей, в первую очередь по отношению к крупным налогоплательщикам, предусматривается продолжением работы по снижению накопившейся налоговой задолженности, осуществления мер по ее реструктуризации.

В прогнозе доходов консолидированного бюджета области предусматривается 100-процентная собираемость платежей в бюджет, а также погашение части недоимки прошлых лет в связи с проведенной реструктуризацией кредиторской задолженности налогоплательщиков по платежам в бюджет.

Оценка налогового потенциала территорий будет строиться с учетом уровня и структуры развития территорий, максимального использования органами местного самоуправления возможностей налогового и бюджетного законодательства в части повышения уровня доходов местных бюджетов.

Также предусматривается стимулирование органов местного самоуправления, направленное на усиление их заинтересованности в увеличении доходной части местных бюджетов.

Одной из основных задач по укреплению доходной части бюджета будет оставаться создание в области благоприятных условий для развития предпринимательства, улучшения инвестиционного и инновационного климата.

В этой связи планируется реализация мероприятий, направленных на:

1. Создание стабильных условий деятельности инвесторов и стимулирования привлечения инвестиций на территорию области:

- установление льготного налогового режима для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности;

- предоставление государственной поддержки и государственных гарантий инвесторам;

- формирование информационной открытости региона.

2. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства:

- установление налоговых льгот и иных преференций для организаций малого бизнеса, работающих в наукоемких отраслях;

- организация кредитно-финансовой и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства (развитие программы вовлечения коммерческих банков, паевых инвестиционных фондов, страховых компаний в финансово-кредитную поддержку малых предприятий, организация лизинга автомобилей и оборудования для субъектов малого предпринимательства, обеспечение доступа предпринимателей к использованию имущества неэффективных и неплатежеспособных собственников - крупных предприятий, создание на базе пустующих имущественных комплексов объектов инфраструктуры).

3. Стимулирование через систему налоговых льгот организаций сферы материального производства, обеспечивающих прирост налогооблагаемой базы.

4. Создание условий развития и государственное регулирование инфраструктуры фондового рынка, привлечение внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов и развитие конкурентных рынков капитала:

- увеличение числа возможных к использованию финансовых инструментов в целях расширения объектов инвестирования и привлечения новых долгосрочных инвесторов;

- содействие в привлечении в реальный сектор экономики средств институциональных инвесторов, таких как государственный и негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые фирмы;

- разработка и реализация областных и отраслевых программ в области страхования, привлечение страховых организаций к реализации областных целевых программ и инвестиционных проектов;

- развитие сети ипотечного кредитования под залог имеющейся собственности, стимулирование инвестиционной направленности деятельности коммерческих банков;

- стимулирование привлечения средств населения на фондовый рынок.

Серьезным резервом пополнения доходной базы является рост доходов от использования государственной и муниципальной собственности, что возможно лишь при создании системы эффективного управления государственными активами, установления жесткого контроля со стороны государственных и муниципальных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных предприятий и организаций.

В этих целях политика в сфере управления будет осуществляться по различным направлениям, основными из которых являются оптимизация объема и состава находящейся у государства собственности, совершенствование участия представителей государства в акционерных обществах и повышение эффективности управления находящимися в государственной собственности акциями, налаживание мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий, создание реестра показателей экономической эффективности, проведение конкурсного отбора аудиторских организаций для оказания помощи в решении задач по контролю за предприятиями.

Целью проведения намеченных направлений является получение доходов, позволяющих максимально обеспечить финансирование расходной части бюджета за счет собственных доходов области.