Существенное влияние на рост доходов бюджета должно оказать дальнейшее повышение эффективности налогового администрирования.
Совершенствование администрирования налоговых платежей, в первую очередь по отношению к крупным налогоплательщикам, предусматривается продолжением работы по снижению накопившейся налоговой задолженности, осуществления мер по ее реструктуризации.
В прогнозе доходов консолидированного бюджета области предусматривается 100-процентная собираемость платежей в бюджет, а также погашение части недоимки прошлых лет в связи с проведенной реструктуризацией кредиторской задолженности налогоплательщиков по платежам в бюджет.
Оценка налогового потенциала территорий будет строиться с учетом уровня и структуры развития территорий, максимального использования органами местного самоуправления возможностей налогового и бюджетного законодательства в части повышения уровня доходов местных бюджетов.
Также предусматривается стимулирование органов местного самоуправления, направленное на усиление их заинтересованности в увеличении доходной части местных бюджетов.
Одной из основных задач по укреплению доходной части бюджета будет оставаться создание в области благоприятных условий для развития предпринимательства, улучшения инвестиционного и инновационного климата.
В этой связи планируется реализация мероприятий, направленных на:
1. Создание стабильных условий деятельности инвесторов и стимулирования привлечения инвестиций на территорию области:
- установление льготного налогового режима для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности;
- предоставление государственной поддержки и государственных гарантий инвесторам;
- формирование информационной открытости региона.
2. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства:
- установление налоговых льгот и иных преференций для организаций малого бизнеса, работающих в наукоемких отраслях;
- организация кредитно-финансовой и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства (развитие программы вовлечения коммерческих банков, паевых инвестиционных фондов, страховых компаний в финансово-кредитную поддержку малых предприятий, организация лизинга автомобилей и оборудования для субъектов малого предпринимательства, обеспечение доступа предпринимателей к использованию имущества неэффективных и неплатежеспособных собственников - крупных предприятий, создание на базе пустующих имущественных комплексов объектов инфраструктуры).
3. Стимулирование через систему налоговых льгот организаций сферы материального производства, обеспечивающих прирост налогооблагаемой базы.
4. Создание условий развития и государственное регулирование инфраструктуры фондового рынка, привлечение внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов и развитие конкурентных рынков капитала:
- увеличение числа возможных к использованию финансовых инструментов в целях расширения объектов инвестирования и привлечения новых долгосрочных инвесторов;
- содействие в привлечении в реальный сектор экономики средств институциональных инвесторов, таких как государственный и негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые фирмы;
- разработка и реализация областных и отраслевых программ в области страхования, привлечение страховых организаций к реализации областных целевых программ и инвестиционных проектов;
- развитие сети ипотечного кредитования под залог имеющейся собственности, стимулирование инвестиционной направленности деятельности коммерческих банков;
- стимулирование привлечения средств населения на фондовый рынок.
Серьезным резервом пополнения доходной базы является рост доходов от использования государственной и муниципальной собственности, что возможно лишь при создании системы эффективного управления государственными активами, установления жесткого контроля со стороны государственных и муниципальных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных предприятий и организаций.
В этих целях политика в сфере управления будет осуществляться по различным направлениям, основными из которых являются оптимизация объема и состава находящейся у государства собственности, совершенствование участия представителей государства в акционерных обществах и повышение эффективности управления находящимися в государственной собственности акциями, налаживание мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий, создание реестра показателей экономической эффективности, проведение конкурсного отбора аудиторских организаций для оказания помощи в решении задач по контролю за предприятиями.
Целью проведения намеченных направлений является получение доходов, позволяющих максимально обеспечить финансирование расходной части бюджета за счет собственных доходов области.