ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2000 года № 195
Об областной целевой программе "Отходы" на 2000 - 2004 гг.
(с изменениями на 29 августа 2002 года)
--------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Законодательного Собрания от 29.08.2002 г. №200-III
-------------------------------------------------------------------------------
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", частью 9 статьи 28 Устава Нижегородской области, распоряжением Губернатора области от 25.11.98 N 1820-р "О мерах по упорядочению утилизации промышленных отходов" Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Отходы" на 2000-2004 гг. (далее - Программа).
2. Администрации области при формировании областных бюджетов на 2001-2004 гг. предусмотреть финансирование мероприятий Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области предусмотреть долевое финансирование.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по экологии и природным ресурсам Законодательного Собрания области.
Председатель Собрания А.А.КОЗЕРАДСКИЙ
Утверждена
постановлением
Законодательного Собрания
от 27.07.2000 N 195
(в ред. постановления Законодательного Собрания от 29.08.2002 г. №200-III)
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОТХОДЫ"
НА 2000 - 2004 ГГ.
Наименование Программы
Областная целевая программа "Отходы" на 2000 - 2004 гг. (далее - Программа)
Дата принятия решения по разработке Программы, наименование и номер документа
Распоряжение Губернатора области от 25.11.98 N 1820-р "О мерах по упорядочению утилизации промышленных отходов",
Постановление Законодательного Собрания от 25.02.99 N 40 "О программе законопроектной и нормотворческой работы Законодательного Собрания области на 1999 год".
Государственный заказчик и разработчик
Администрация Нижегородской области, департамент по охране природы и управлению природопользованием, Государственный комитет по охране окружающей среды Нижегородской области.
Сроки реализации Программы
2000 - 2004 гг.
Ожидаемые конечные результаты
На этапе разработки Программы (2000 г.) формируется нормативно - правовая база, проводятся конкурсные отборы исполнителей. Результатом выполнения первого этапа Программы (2000-2001 гг.) является стабилизация процесса накопления отходов в Нижегородской области и переработка или утилизация наиболее токсичных их видов. Результатом выполнения второго этапа Программы (2002-2004 гг.) является существенное сокращение количества накопленных ранее и производимых малотоксичных промышленных и бытовых отходов и улучшение экологической обстановки в регионе.
Объемы и источники финансирования: (в ред. от 29.08.2002 г. №200-III; - см. предыдущую редакцию)
Общая сумма финансирования - 81696,0 тыс. руб.
по источникам распределяется следующим образом:
тыс. руб. | % | |
областной бюджет | 5500,0 | 6,7 |
местные бюджеты | 7100,0 | 8,7 |
экологические фонды | 20264,0 | 24,8 |
собственные средства исполнителей | 31517,0 | 38,6 |
прочие источники (внебюджетные фонды, спонсирование, иностранные инвестиции и т.д.) | 17315,0 | 21,2 |
Система контроля исполнения Программы: (в ред. от 29.08.2002 г. №200-III; - см. предыдущую редакцию)
Контроль и координацию работ по Программе осуществляет комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.
2.1. Промышленные отходы
2.1.1. Ртутьсодержащие отходы
Отходы данной группы относятся к 1 классу токсичности и являются одними из наиболее опасных для здоровья человека отходов.
Подавляющее большинство ртутьсодержащих отходов представляет собой отходы потребления, т. е. отработанные ртутьсодержащие приборы (ОРП). Система утилизации ОРП в области построена на деятельности участков трех предприятий по сбору и первичному обезвреживанию (демеркуризации) ртутных отходов: МУП "Спецзавод N 1 по переработке ТБО", г. Н. Новгород, ОАО "Гидроагрегат", г. Павлово и МУП РСП (ремонтно - строительное предприятие), г. Саров. Фактически этими предприятиями в 1998 году переработано 290677 штук люминисцентных ламп и 135 штук игнитронных контакторов с общим содержанием ртути 0,3448 т.
В Нижнем Новгороде проблема переработки ОРП в принципе решена; на территории области сохраняется значительное количество металлической ртути и ртутьсодержащих отходов, сбор и вывоз которых не организован.
Остро стоит проблема размещения ртутьсодержащих отходов сельскохозяйственного производства (ядохимикатов), объемы накопления которых составляют 10,5 тонн.
(в ред. от 29.08.2002 г. №200-III; - см. предыдущую редакцию)
Мероприятия | Ожидаемые результаты | Срок выполнения | Объемы финансирования, тыс. руб. | |||||
всего | обл. | местн. бюдж. | экофонд | собств. | прочие | |||
Строительство | Сбор и безопасное | 2001- | 5000,0 | 5000,0 | - | - | - | - |
2.1.2. Отходы гальванических производств
Гальваношламы в подавляющем большинстве относятся к 3-4 классу опасности и представляют собой осадки локальных (станции нейтрализации) или заводских очистных сооружений, на которых происходит выделение ионов тяжелых металлов в виде нерастворимых (окислы, сульфиды) и малорастворимых (гидроокиси) соединений.
В качестве временной меры по утилизации гальваношламов может применяться их складирование на специально оборудованных участках полигонов твердых бытовых отходов. Это снижает накопление их на предприятиях, однако применимо только для отходов 3-4 класса, т. к. имеются ограничения по их химическому составу.
Шламы с высоким содержанием цветных и редких металлов могут быть переработаны путем извлечения из них вышеуказанных компонентов. Такая технология реализована в Нижнем Новгороде на базе завода им. Фрунзе, где функционирует установка по утилизации собственных гальваношламов производительностью 200 тонн в год.
Особое значение и перспективу как с экологической, так и с экономической точки зрения имеют комплексные технологии предотвращения образования гальваношламов, примером которых является технология производства удобрений и активных кормовых добавок. Разработчиком ее является АОЗТ "МиБАС", г. Нижний Новгород. В качестве биологически активных компонентов при производстве удобрений, кормовых добавок, консервантов используются отходы гальванических производств.
(в ред. от 29.08.2002 г. №200-III; - см. предыдущую редакцию)
-
Мероприятия | Ожидаемые | Сроки | Объемы финансирования, тыс.руб. | |||||
результаты | выполн. | Всего | Обл. бюджет | Местн. бюджет | Экофонд | Собств. средства | Прочие | |
Ввод в эксплуатацию участка по производству пигментной пасты из гальваношламов на АО "РУМО", г.Нижний Новгород | Утилизация гальваношламов, получение товарной продукции | 2000 г. | 1250,0 | - | - | - | 1250,0 | - |
Утилизация металлосодержащих (медь-, цинк-, железо- и др.) отходов гальванических производств, древесной коры ОАО "Волга" и отходов птицефабрик | Утилизация опасных отходов и выпуск ценных микроэлементосодержащих соединений | 2002 г. | 1800,0 | - | - | 400,0 | 400,0 | 1000,0 |
Утилизация пришедших в негодность и запрещенных ядохимикатов | Утилизация более 360 тонн пришедших в негодность и запрещенных ядохимикатов | 2002 г. | 7000,0 | - | - | - | - | 7000,0 |
<**> Финансирование, выделяемое на компенсацию средств химизации из федерального бюджета
2.1.3. Нефтесодержащие отходы и кислые гудроны
К этой группе относятся отходы 2 и 3 классов токсичности: отработанные нефтепродукты, масла, растворители, отходы лакокрасочных материалов, содержащие нефтепродукты опилки, бумага. Как правило, эти отходы обладают горючими свойствами.
Традиционными способами их утилизации являются сжигание, перегонка с дальнейшим возвратом в технологический цикл, централизованный сбор с последующей переработкой на нефтеперерабатывающих заводах.
Сжигание жидких отработанных растворителей осуществляется на установках "Вихрь" (НИИИС, АО "Сокол", АО "Красное Сормово" и др.). Утилизация промасленной ветоши осуществляется на ОАО "ГАЗ", АО "Пластик" (г. Дзержинск). Отработанные нефтепродукты 2 класса токсичности (ежегодное образование - 4000 т), образующиеся на предприятиях, централизованно сдаются на Сормовскую нефтебазу (90%), утилизируются с возвратом в техпроцессы на предприятиях (8%) и сжигаются (2%).
Остается нерешенной проблема сбора отработанных масел у владельцев личного автотранспорта, от гаражных кооперативов и на платных стоянках. Для ее решения необходим нормативный акт, регламентирующий отношения между сдатчиками, сборщиками отработанных нефтепродуктов и государственными органами, стимулирующий сбор и сдачу нефтепродуктов.
К числу приоритетных относится проблема утилизации кислых гудронов. В прудах - накопителях (копанях) хранится 211500 т кислых гудронов - продуктов сернокислотной очистки масел, создающих угрозу загрязнения грунтовых вод, в частности, Тепловского водозабора г. Дзержинска. Технологии их переработки, предложенные в 70-80-х годах, не получили развития в силу недостаточной проработки или экономических причин (удорожание реагентов и отсутствие потребителей).
В 1998-1999 гг. предложены разработки, основанные на учете экологических и экономических факторов, при этом кислые гудроны перерабатываются в ликвидные продукты (топливо, кокс, активные угли, удобрения). Технико - экономические обоснования разработок представлены для конкурсного отбора, технологии экономически окупаемы и основаны на использовании собственных средств (на 90%) предприятий - заявителей.
(в ред. от 29.08.2002 г. №200-III; - см. предыдущую редакцию)
Мероприятия | Ожидаемые результаты | Срок выполнения | Объемы финансирования, тыс. руб. | |||||
всего | обл. бюдж. | местн. | эко- фонд | собств. средс- | прочие | |||
Разработка промышленной установки по утилизации кислых | 2000 г. | 900,0 | - | - | 150,0 | 750,0 | - | |
Строительство | Ликвидация прудов- | 2004 г. | 6000,0 | - | - | - | 6000,0 | - |
Организация | Предотвращение | 2002 г. | 2900,0 | - | - | 300,0 | 1000,0 | 1600,0 |
2.1.4. Нефтешламы и негорючие органические отходы
В данном разделе рассматриваются следующие виды отходов:
а) осадки механической очистки промстоков с содержанием нефтепродуктов до 5% (результат технологических процессов мойки транспортных средств) относятся к 3-4 классу токсичности. Образуется ежегодно более 5600 т нефтесодержащих осадков, 50% которых вывозится на полигоны, 30% складируется на территориях предприятий, 5-10% передается на асфальтобетонные заводы. Традиционным, но не лучшим путем решения проблемы размещения является их частичное обезвоживание за счет естественной сушки на обвалованных площадках с гидроизоляцией и последующим вывозом подсохшего осадка на полигон;
б) кубовые остатки и осадки тяжелых фракций нефтепереработки и мазутных хозяйств. Таких отходов на полигоне промотходов ОАО "ЗМЗ", г. Заволжье находится 110820 т, на территории АО "НОРСИ", г. Кстово - 20000 тонн. В 1998 г. на предприятии введена в действие перерабатывающая установка "Флоттвег";
в) промасленная окалина. Ежегодно на ОАО "ВЗМ" (г. Выкса) образуется до 2000 т. Вопрос утилизации не решен;
г) отработанная смазка "Униол". Ежегодно на ОАО "ВМЗ" образуется 13,5 т отходов данного вида. Вопрос утилизации не решен;
д) жидкие отходы (2-3 класс токсичности) предприятий бытового обслуживания населения (химчисток), использующих импортные технологии с применением перхлорэтилена. Утилизация отходов проводится на опытной установке на производственной базе Нижегородского государственного университета. Установка обеспечивает утилизацию высокотоксичного отхода до чистого перхлорэтилена и нетоксичного сухого остатка. Необходима реконструкция этой установки с целью увеличения ее производительности.