НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 4 июня 2002 года № 26-З
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 08.01.2003 № 2-З
__________________________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием 30 мая 2002 года
1. Настоящий Закон устанавливает порядок организации и проведения выборов глав местного самоуправления в Нижегородской области гражданами и определяет гарантии реализации гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными главой местного самоуправления.
2. В случае внесения изменений и дополнений в настоящий Закон или в связанные с порядком подготовки и проведения выборов главы местного самоуправления положения устава муниципального образования в период проведения избирательной кампании по выборам главы местного самоуправления, указанные изменения и дополнения для соответствующего муниципального образования вступают в силу после окончания этой избирательной кампании.
В настоящем Законе используются следующие термины:
агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании;
агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов или против них;
адрес места жительства - наименование района, наименование города, иного населенного пункта, наименование улицы, номер дома, номер квартиры;
близкие родственники - дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка;
выдвижение кандидата - инициатива избирателей, избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата на должность главы местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы, а при проведении выборов главы местного самоуправления города областного значения - либо сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы, либо внесение избирательного залога;
гарантии избирательных прав - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации;
глава местного самоуправления - предусмотренное уставом муниципального образования выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое гражданами;
документ, заменяющий паспорт, - удостоверение личности для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту; паспорт моряка; иной выдаваемый органами внутренних дел взамен паспорта документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающий на территории муниципального образования;
избирательная кампания - период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то органа о назначении выборов главы местного самоуправления до дня официального опубликования результатов выборов;
избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов в случае досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления этот срок сокращается до шести месяцев. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения;
избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, избирать главу местного самоуправления;
избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными главами местного самоуправления на территории Нижегородской области;
избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами, настоящим Законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов глав местного самоуправления;
избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать глав местного самоуправления и быть избранными главами местного самоуправления на территории Нижегородской области, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях;
избирательный блок - добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;
кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Законом порядке в качестве претендента на должность главы местного самоуправления;
кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) - лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность главы местного самоуправления;
место жительства - субъект Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт;
наблюдатель - лицо, назначенное при проведении выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне; наблюдатель на выборах уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.
Правовое регулирование организации и проведения выборов глав местного самоуправления в Нижегородской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Уставом Нижегородской области, Законом Нижегородской области "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области", настоящим Законом, иными законами Нижегородской области, а также уставами муниципальных образований.
Проведение выборов главы местного самоуправления, если это предусмотрено уставом муниципального образования, является обязательным.
Выборы назначаются в сроки, установленные настоящим Законом.
Статья 5. Основные принципы проведения выборов
1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет и постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, имеет право избирать главу местного самоуправления.
2. Главой местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший на день голосования 21 года.
3. Пребывание гражданина Российской Федерации на территории муниципального образования вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах.
4. Не имеет права избирать главу местного самоуправления и быть избранным главой местного самоуправления гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
5. В случае, если международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами предусмотрена возможность участия иностранных граждан в муниципальных выборах, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными главой местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Глава местного самоуправления избирается на срок, установленный уставом соответствующего муниципального образования в соответствии с федеральными законами.
Избирательный округ по выборам главы местного самоуправления включает в себя всю территорию соответствующего муниципального образования.
1. Выборы главы местного самоуправления в Нижегородской области назначаются в связи с истечением срока полномочий или досрочным прекращением полномочий главы местного самоуправления.
2. Представительный орган местного самоуправления информирует Законодательное Собрание Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание) об истечении срока полномочий главы местного самоуправления не позднее чем за 120 дней до дня истечения срока его полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий - немедленно.
3. Выборы главы местного самоуправления назначаются Законодательным Собранием.
Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 120 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является первое воскресенье, следующее за днем истечения срока полномочий действующего главы местного самоуправления, исчисляемого со дня его избрания. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
4. В случае, если Законодательное Собрание не назначит выборы главы местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией муниципального образования в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения срока полномочий главы местного самоуправления. Решение соответствующей избирательной комиссии муниципального образования о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 3 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
5. Если полномочия главы местного самоуправления прекращены до истечения установленного срока в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, Законодательное Собрание не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы главы местного самоуправления. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
6. В случае, если Законодательное Собрание не назначит досрочные выборы главы местного самоуправления в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, досрочные выборы главы местного самоуправления проводятся соответствующей избирательной комиссией муниципального образования в одно из воскресений не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления. Решение избирательной комиссии муниципального образования о проведении досрочных выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 5 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.
7. В случаях, если Законодательное Собрание области либо соответствующая избирательная комиссия муниципального образования не назначит в установленный срок выборы главы местного самоуправления, а также если соответствующая избирательная комиссия муниципального образования отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, формируемая для подготовки и проведения данных выборов Избирательной комиссией Нижегородской области в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных настоящим Законом, в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
8. В случае, если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с праздничным днем, выборы назначаются на следующее воскресенье.
1. Подготовка и проведение выборов, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за их соблюдением возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Нижегородской области.
2. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Нижегородской области, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство указанных органов в деятельность избирательных комиссий не допускается.
3. Решения и акты избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Нижегородской области, обязательны для исполнительных органов государственной власти области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
4. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему в целях информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, о результатах выборов, в целях поиска, сбора, пополнения, обработки, передачи и хранения информации, используемой при подготовке и проведении выборов, а также в целях информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, осуществляемой ими в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Нижегородской области.
1. Расходы на подготовку и проведение выборов глав местного самоуправления производятся за счет средств местных бюджетов.
2. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Кандидаты финансируют все затраты на их избирательную кампанию исключительно из средств, создаваемых ими избирательных фондов.
1. Подготовка и проведение выборов глав местного самоуправления осуществляются открыто и гласно.
2. Решения избирательных комиссий, нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов и затрагивающие избирательные права граждан, подлежат опубликованию в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом.
Статья 13. Система и статус избирательных комиссий
1. Подготовку и проведение выборов глав местного самоуправления в Нижегородской области осуществляют:
избирательные комиссии муниципальных образований - избирательные комиссии городов областного значения, районов области, иных муниципальных образований;
территориальные избирательные комиссии районов города Нижнего Новгорода (далее - территориальные избирательные комиссии);
участковые избирательные комиссии.
2. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам глав местного самоуправления устанавливаются федеральными законами, настоящим Законом.
3. Избирательная комиссия Нижегородской области содействует подготовке и проведению выборов глав местного самоуправления в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Нижегородской области.
4. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
5. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении законодательства, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений законодательства, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно, принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.