Действующий

Об утверждении Программы развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года

  3. Общие принципы новой аграрной политики Нижегородской области


Неизбежность мирового продовольственного кризиса признаётся всеми специалистами в области народонаселения и аграрного производства. По расчётам учёных, его следует ожидать уже к 2010 году. Это обстоятельство требует нового подхода к развитию отечественного сельского хозяйства.

Россия, располагая огромным земельным потенциалом, имеет очевидную возможность войти в число основных государств, формирующих "продовольственную корзину" мира. Это реальный шанс существенно поправить экономику страны. Поэтому государственные приоритеты следует переключить на организацию продуктивного, эффективного и конкурентоспособного сельского хозяйства. По этой и другим причинам в Нижегородской области будет формироваться новая аграрная политика исходя из фундаментальных принципов, общих для народного хозяйства страны, и частных, свойственных для области в соответствии с её географическим положением, природными, экономическими, демографическими, социальными и иными особенностями.

Новая аграрная политика основывается, прежде всего, на бесспорном утверждении, что стране, живущей не сельским хозяйством, а только промышленностью и торговлей, в недалёком будущем грозит большая опасность. Политика организации жизнедеятельности государства, основанная на добыче и экспорте минерального сырья и импорте продовольствия, не имеет долгосрочной перспективы, так как минерально-сырьевые ресурсы исчерпаемы. По оценкам специалистов, в России их запасы могут быть исчерпаны в течение нескольких десятилетий. Аграрный сектор экономики основан на возобновляемом плодородии почвы и при правильном обращении с землей имеет неограниченную временную перспективу. Поэтому новая аграрная политика исходит из того, что Россия может быть сильным государством с долгосрочной перспективой развития, а Нижегородская область - сильным субъектом Российской Федерации только при высокоразвитом сельском хозяйстве.

Другое фундаментальное положение заключается в том, что в развитии агропромышленного комплекса одинаково заинтересованы жители города и села. Уровень жизни народа на две трети формируется в сельском хозяйстве. Поэтому обществу необходимо изменить отношение к селу как к внутренней колонии. Престиж сельского труда и уровень жизни  в деревне должен быть не ниже, чем в городе.

Третье фундаментальное положение состоит в том, что Россия и Нижегородская область не могут обижаться на природу, на количество и качество пахотных земель, на агроклиматические условия. По количеству пашни на человека с учетом ее биологической продуктивности Россия занимает 7-е место в мире и опережает по этому показателю Францию, Англию, Японию, Китай и другие страны. Нижегородская область имеет также благоприятные природные условия для сельскохозяйственного производства.

Неоспоримым является и то положение, что агропромышленный комплекс - последнее звено в народнохозяйственной цепи производства потребительских товаров, он практически непосредственно выходит на покупателя "с пустым кошельком" и потому не может повысить цены на свои товары до уровня, удовлетворяющего потребности села. Эти цены на свои товары уже подняли горнодобывающая, металлургическая, энергетическая, машиностроительная, химическая и другие отрасли промышленности, которые уже вошли в издержки сельскохозяйственного производства.

С другой стороны, на экономические интересы села наступают местные монополисты - переработчики и торговля.

С сельского товаропроизводителя берут четыре вида "дани": одну - предприятия фондопроизводящих отраслей промышленности, другую - предприятия перерабатывающей промышленности и торговли, третью - государство путем завышенного налогообложения, четвертую - коммерческие банки путем установления завышенных ставок за кредит.

В условиях рынка экономические отношения в ущерб сельскому хозяйству являются неизбежными. Именно поэтому селу необходима компенсация из бюджета ущербных для сельских товаропроизводителей экономических отношений.

Несмотря на объективную необходимость и возможность иметь в России и Нижегородской области высокоразвитое сельское хозяйство, согласованного подхода к практическому решению аграрных проблем нет. В настоящее время все больше тиражируется мнение группы ученых во главе с академиком Российской академии сельскохозяйственных наук Строевым Е.С., согласно которому должна быть создана система финансово-инвестиционных, материально-технических и организационно-управленческих мер, избирательно осуществляемых и поддерживаемых государством по отношению к тем предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, которые показали свою устойчивость в условиях кризиса последних лет и представляя особую значимость для будущего аграрного сектора, располагаются в перспективных в природном отношении регионах. Понимая слабость такой позиции, авторы добавляют, что "селективная политика, естественно, не может быть популярной".

Предлагается новая, по признанию самих авторов, непопулярная политика. Ошибочно полагать, что не поддерживаемая народом политика будет жизнеспособной.

"Регионально - дифференцированная" политика ограничит Россию Орловской областью, Краснодарским краем и некоторыми другими регионами. Север люди уже покинули. Уезжают они и из деревень. Российские земли станут перспективными для переселения, миграции, колонизации людьми из густо населенных и бедных стран. Недостаток земли в приграничных государствах, безработица, бедность и другие факторы приводят к миграции их жителей на территорию России. На Дальний Восток уже мигрировало 5 миллионов китайцев. В ближайшие десятилетия этот процесс будет усиливаться.

Новая аграрная политика должна преследовать цель заселения покинутых людьми деревень, восстановления разрушенных и строительства новых поселений, дорог, линий электропередач, связи, всей производственной и социальной инфрастуктуры села.

Результатом такой политики должен быть рост производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции на основе научно-технического прогресса, личного интереса крестьян в рамках многоукладной рыночной экономики, с учетом региональных особенностей и традиций местного населения, повышения на этой основе благосостояния народа. Это великая реформа как по целям, масштабам, протяженности во времени, так и по затратам. Объединительная общенациональная миссия развития села станет тем катализатором, который активизирует всю экономику и обеспечит ее подъем. Такие значительные цели общенационального масштаба вдохновят граждан на участие в аграрной реформе.

Исходя из этих концептуальных положений, новая аграрная политика области основывается на следующих принципах:

приоритетности сельского хозяйства - реализация программы является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства области;

сохранения земли как природного объекта, основы жизни и деятельности людей. Предусматривает сохранение, защиту и восстановление её плодородного слоя, разнообразие связанных с землей, флоры и фауны, достижение такой модели производства и потребления, при которой пользование землей гарантирует экономический рост и устойчивое развитие общества;

организации многоукладной аграрной экономики, которым в Нижегородской области будут поддерживаться коллективные и индивидуальные (семейные) формы организации производства и труда в сельском хозяйстве и гарантироваться свободный выбор гражданами форм хозяйствования;

рыночных отношений в агропромышленном комплексе, в соответствии с которым обеспечивается частная собственность на землю и другие экономические ресурсы, исключается незаконная монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция, гарантируется создание рыночной инфраструктуры продажи сельскохозяйственной продукции и продовольствия и покупки сельскохозяйственными товаропроизводителями средств производства по приемлемым ценам;

комплексного развития агропромышленного производства, по которому обеспечивается адекватное развитие производственной и социальной сфер на селе;

государственной поддержки рыночной деятельности в агропромышленной сфере, по которому поддержка осуществляется в формах льготного кредитования, льготного налогообложения, выдачи субсидий в виде стартовой помощи, индексации цен, введения цен эквивалентного уровня, возмещения части реинвестиций, освобождения от налога суммы реинвестиций, погашения части задолженности государству, введения цен поддержки;

государственного правового регулирования - перехода земли и другого недвижимого имущества от одного лица к другому, заключения контрактов, разрешения споров, распределения доходов в целях достижения справедливости, поддержания прибыльного сельскохозяйственного производства;

ресурсосбережения, согласно которому рост конечных результатов сельскохозяйственного производства должен осуществляться при стабилизации и сокращении использования земельных, водных, трудовых ресурсов, при уменьшении потерь, интенсификации, путем освоения ресурсосберегающих технологий;

сохранения национальной идентичности, истории и культуры, по которому сохранение и развитие села означает сохранение глубинных корней отечественной культуры, истории, духовности, самосознания народа, его ментальности и обостренного чувства социальной справедливости.

К особенным принципам ведения сельского хозяйства Нижегородской области относятся следующие:

специализации, согласно которому приоритетной товарной отраслью сельского хозяйства является молочно-мясное скотоводство;

интенсификации, по которому льготные кредиты и бюджетные средства вкладываются в наиболее эффективные ресурсосберегающие технологии и хозяйства, в которых дополнительные вложения дают наибольшую отдачу;

комплексного развития сельскохозяйственных предприятий и организаций, согласно которому земельные, климатические, водные, лесные, трудовые ресурсы используются наиболее полно и с максимальной экономической эффективностью, обеспечивается качество жизни в соответствии с установленными стандартами и в гармонии с природой;