Действующий

Об утверждении Программы развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года

 4. Экономический потенциал сельскохозяйственных организаций Нижегородской области для саморазвития


Нижегородская область имеет большие возможности для развития сельскохозяйственного производства: благоприятные природные условия, развитую транспортную сеть, высокий спрос на сельскохозяйственную продукцию и т.д.

Установлено, что производство товарной продукции зависит от фондообеспеченности. Зависимость выражается высоким коэффициентом детерминации 0,738. Однако в сельскохозяйственных организациях Нижегородской области имеет место тенденция уменьшения основных производственных фондов: в 1999 году их выбыло 4,5% от наличия на начало года, а поступило только 3,8%, в 2000 году 5,5% и 4,2% соответственно.

Наибольшее влияние на производство товарной продукции оказывает активная часть основных производственных фондов - машин, оборудования и транспорта. Теснота связи выражается коэффициентом детерминации 0,874. Однако эта часть производственных фондов уменьшается: в 1999 году их выбыло 6,9% от наличия на начало года, поступило 6,4%, в 2000 году 7,8% и 7% соответственно.

Пассивная часть производственных фондов (здания и сооружения) выбывала в 1999 году по 3,1% в год, а вводилась по 1%, а в 2000 году по 3,6% и 1,3% соответственно. Следовательно, здания и сооружения восстанавливаются не в полном объеме.

Остановить процесс выбытия основных производственных фондов в сельскохозяйственных организациях в 2004 году можно при увеличении фонда амортизации до уровня их выбытия с учетом инфляции.

Необходимо настойчиво проводить политику наращивания активной части основных производственных фондов, особенно сельскохозяйственной техники, оборудования и транспортных средств. Ежегодное поступление которой должно составлять в 2002-2005 годах не менее 20% от её наличия. Целесообразно учитывать ожидаемую инфляцию. Выбытие техники и оборудования предлагается сохранить на уровне 2000 года в размере 7,8%.

Фонд амортизации должен увеличиться в 2,3 раза с учетом ежегодной инфляции. Разница между фактическим фондом амортизации и необходимым в 2005 году составляет 847 млн. рублей.

Другие основные производственные фонды (объекты природопользования, рабочий скот, продуктивный скот, многолетние насаждения) имеют тенденцию к увеличению. Это происходит в основном за счет роста стоимости продуктивного скота. Тенденция, очевидно, сохранится и в 2002-2005 годах. При этом условии стоимость других основных производственных фондов увеличится на 46%.

Суммарная стоимость основных производственных фондов в сельскохозяйственных организациях должна увеличиться на 23,5%.

В целях своевременного восстановления основных производственных фондов необходимо подготовить, утвердить, довести до каждого хозяйства Положение о начислении и порядке использования амортизации в условиях инфляции. В нем предусмотреть ответственность за неправильное начисление и не целевое использование амортизации.

Неотъемлемой частью производственного процесса являются оборотные средства.

Установлено, что сельскохозяйственное производство в современных условиях экономически целесообразно при наличии оборотных средств в размере от 1480 до 4400 рублей на 1 га сельскохозяйственных угодий, 30 - 50 тыс. рублей на одного работника при их удельном весе в структуре активов предприятия от 28 до 58%.

Фактический средний уровень значений по всем трем показателям ниже минимально допустимого. Это свидетельствует о необходимости высокими темпами наращивать оборотные средства сельскохозяйственных предприятий не менее 5% в год натурального прироста с учетом инфляции.

За 4 года они должны увеличиться с 512 млн. рублей до 1065 млн. рублей или в 2,1 раза, а их прирост с 739 млн. рублей до 1491 млн. рублей или в 2 раза. Стоимость оборотных фондов в расчете на 100 рублей основных фондов должна возрасти с 26 до 40 рублей или в 1,5 раза. В этом случае будет достигнуто практически оптимальное соотношение между основными и оборотными фондами.

Основные и оборотные фонды формируются за счет фонда воспроизводства. В свою очередь фонд воспроизводства формируется за счет собственных и привлеченных средств. Собственные средства представлены в основном амортизацией и прибылью. Привлеченные средства включают кредиты банков, заемные средства других организаций, бюджетное финансирование и другие источники.

В сельскохозяйственных организациях начисленная амортизация существенно меньше стоимости выбытия основных средств и используется по назначению только на 81%, что недопустимо. Фонд амортизации, как и семенной фонд, должен использоваться строго по назначению. Это закон простого воспроизводства. Его игнорирование означает сознательное разрушение производственного процесса.

Для обеспечения расширенного воспроизводства значительная часть прибыли должна включаться в фонд накопления. Однако в 1999 году было получено прибыли 289 млн. рублей, а в фонд накопления отчислено только 15,6 млн. рублей или 5,4%, фактически использовано по назначению лишь 9,3 млн. рублей или 3,2%. В 2000 году в фонд накопления распределено 9,6% прибыли. Такое поведение в сфере экономики не имеет оправдания. Для сравнения следует отметить, что в 70-80-е годы 70% прибыли направлялось в фонд накопления.

В 1999 году привлеченные средства составляли только 6,6% от общей суммы фонда воспроизводства, в том числе кредиты банков - 0,1%. Однако в эту сумму не включено 115,6 млн. рублей дотаций и компенсаций из бюджетов, в том числе 11,3 млн. рублей из федерального бюджета.

Формирование фонда воспроизводства в сельскохозяйственных организациях Нижегородской области должно быть основано на следующих положениях.

Амортизацию необходимо включать в фонд воспроизводства в размере, не менее указанного в таблице 1, а прибыль - не менее 50%.

Другие собственные средства составили в 1999 - 2000 годах в фонде воспроизводства 150 млн. рублей или 16,7% от общей суммы. В 2003-2005 годах их увеличение предполагается в размере инфляционных ожиданий.

Следует отметить, что методики прогнозирования инфляции нет. Поэтому представляет известные трудности определение динамики инфляции на среднесрочную перспективу. Отсюда большие ошибки. Например, в федеральном бюджете на 2001 год была предусмотрена инфляция на уровне 12-14%, а фактически, по официальным данным, составила 18,3% (по другим источникам 21-22%).

В расчетах инфляция в 2002 году составит 20%. Основанием могут служить темпы инфляции в 1999-2001 годах, в декабре 2001 года (1,6%), а также резкое увеличение в 2002 году тарифов на услуги монополий (до 35%), жилищно-коммунального хозяйства (почти в 2 раза), индексация земельного налога в 2 раза.

Предполагается, что в последующие годы инфляция будет снижаться: 2003 год -18%, 2004 год - 16%, 2005 год - 14%.

Конкретные объемы финансирования на каждый бюджетный год следует уточнять в соответствии с реальными инфляционными процессами.

Существенные изменения должны произойти в части привлеченных средств. Кредиты банков в 1999 году составили в фонде воспроизводства около 1 млн. рублей. В 2001 году льготные кредиты полученные непосредственно сельскохозяйственными организациями увеличились до 1009 млн. рублей, в 2002 году общая сумма привлеченных средств должна быть не менее 1,5 млрд. рублей. В последующем они должны возрастать на величину инфляции.

Заемные средства других организаций в фонде воспроизводства составили в 2000 году 67 млн. рублей. Ежегодно они должны расти на коэффициент инфляции.

Бюджетные средства в фонде воспроизводства составили в 1999 году 151,6 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 11,3 млн. рублей, из областного бюджета - 104,3 млн. рублей. В 2000 году сельскохозяйственным организациям предоставлено из областного бюджета вместе с капвложениями 344,7 млн. рублей, в 2001 году - 411,8 млн. рублей, на 2002 год запланировано - 494,6 млн. рублей. В 2003 году сельскохозяйственным организациям необходимо предусматривать из областного бюджета на программные мероприятия 613 млн. рублей с последующей индексацией.