Успех аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села.
Концепция проекта федеральной целевой программы "Социальное развитие села на период до 2010 года" предусматривает повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских поселений, расширение доступности сельским жителям социальных благ и услуг, повышение их качества, создание условий жизнедеятельности, минимально необходимых для:
формирования эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства;
сближения условий реализации конституционных прав граждан в городе и деревне, в области жилищной сферы, охраны здоровья, образования, приобщения к культурным ценностям, инженерного обустройства территории проживания;
переходу к устойчивому развитию сельских территорий;
расширения возможностей выполнения селом его общественных функций.
Проект программы содержит 10 межведомственных подпрограмм: "Сельский дом", "Здравоохранение", "Образование", "Культура", "Потребительская кооперация", "Бытовое обслуживание", "Информационно-консультативное обеспечение сельского населения", "Электрификация", "Газификация", "Дороги".
Проблема водоснабжения сельских поселений будет решаться в рамках программы "Обеспечение населения России питьевой водой", разрабатываемой в соответствие с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 12 января 2001 года №МК-Р5-00436.
Для удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей и сельского населения в услугах связи Министерство связи России предусматривает разработку специальной программы "Развитие телекоммуникаций в сельской местности Российской Федерации до 2015 года".
Для реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села на период до 2010 года" целесообразно разработать и реализовать следующие областные целевые программы: "Крестьянский дом", "Сельские дороги", "Газификация села", "Электрификация села", "Телефонизация села", "Малое предпринимательство на селе", "Сельское профессиональное образование", "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса". Эти 8 целевых программ являются наиболее актуальными для области и подлежат исполнению в приоритетном порядке.
Федеральная программа "Свой дом" направлена на расширение частного жилищного строительства с использованием ипотечного кредитования. По этой программе застройщик получает кредит в виде денежных средств, а затем погашает его также денежными средствами.
Областная программа "Крестьянский дом" имеет целью приблизить условия ипотечного кредитования к возможностям крестьян. Они получают кредиты в виде денежных средств или строительных материалов. Погашение кредита начинают с третьего года после его получения в виде денежных средств или сельскохозяйственной продукции.
Осуществление программы возложено на государственный специализированный фонд развития субъектов малого предпринимательства агропромышленного комплекса и сельской инфраструктуры.
В 2002-2005 годах будет введено жилых домов за счёт всех источников финансирования 40 тыс. квадратных метров, в том числе: индивидуальных жилых домов за счёт льготного кредитования 30 тыс. квадратных метров, муниципальных и ведомственных жилых домов за счёт всех источников финансирования 10 тыс. квадратных метров. Объём инвестиций за счёт всех источников финансирования составит 191,94 млн. рублей в ценах 2001 года, в том числе за счёт средств федерального бюджета 46,0 млн. рублей, областного бюджета - 50,19 млн. рублей, местных бюджетов - 16,77 млн. рублей, средств организаций - 16,77 млн. рублей, средств населения - 45,44 млн. рублей, кредитов - 16,77 млн. рублей.
Расходы бюджетов районов области определяются в сумме затрат на подведение внешних коммуникаций к кредитуемым объектам строительства.
Объемы жилищного строительства на селе надо считать минимальными. Необходимо изыскивать дополнительные источники финансирования для увеличения ввода в действие жилых домов на селе.
Важное социальное значение имеет строительство дорог на селе и реализация программы "Сельские дороги". Удельный вес грунтовых дорог в сельской местности постоянно сокращается. На начало 1981 года он составлял 50,7% от протяженности сельских ведомственных дорог, на начало 1991 года - 13,8%, на начало 2000 года - 9,9%.
К настоящему времени центральные усадьбы всех крупных сельскохозяйственных предприятий области соединены дорогами с твердым покрытием с федеральными и областными дорогами. Поставлена задача соединения дорогами мелких населенных пунктов с автострадами. Таких дорог планируется построить в Нижегородской области 400 км, в том числе в 2002-2005 годах - 150 километров.
Объем инвестиций в дорожном строительстве составит 34,5 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 13,91 млн. рублей, областного бюджета - 6,7 млн. рублей, местных бюджетов - 2,78 млн. рублей, внебюджетных источников - 11,11 млн. рублей.
Затраты на зимнее содержание ведомственных сельских дорог составляют 5,9 тыс. рублей на 1 километр. На содержание всех ведомственных дорог в зимнее время требуется 18,9 млн. рублей (5,9 тыс. руб.*3203,9 км). Ускорение передачи внутрихозяйственных дорог в сеть дорог общего пользования на баланс дорожного фонда Нижегородской области значительно сократит расходы сельскохозяйственных организаций на строительство и содержание сельских дорог.
Программа "Газификация села" призвана повысить комфортность сельского дома. Она предусматривает дальнейшее строительство распределительных газовых сетей в сельской местности. Планируется их построить в 2002-2005 годах 800 километров. Будет газифицировано в 2002 - 2005 годах 15000 домов (квартир). Инвестиции в 2002-2005 годах - 654,89 млн. рублей, из них из федерального бюджета - 51,09 млн. рублей, областного бюджета - 297,25 млн. рублей, внебюджетных источников - 306,55 млн. рублей.
Программа "Электрификация села" является неотъемлемой частью комплексной программы Нижегородской области по социальному переустройству села. Сельская электрификация - основа для внедрения современных высокопроизводительных технологий в сельскохозяйственное производство, средство повышения комфортности сельского дома и развития личного подсобного хозяйства. Электричество должно стать основой сельского быта (освещение, отопление, водоснабжение, приготовление пищи), особенно в поселениях, удаленных от газовых сетей.
Сдерживают темпы электрификации слабая производственная база сельских энергетических служб, неукомплектованность кадрами, техникой, материалами и запасными частями. Оснащенность сельских распределительных сетей современным оборудованием составляет всего лишь 25%.
Средняя продолжительность перерывов в электроснабжении в 25 раз превышает уровень развитых стран и составляет более 50 часов в год на один объект. Не находит решения вопрос обеспечения сельского хозяйства резервными, автономными источниками электроснабжения (дизельными электростанциями, мобильными электрогенераторными, установками на базе трактора и др.).
В рамках приоритетности развития агропромышленного комплекса необходимо обеспечить приоритетность развития сельской электрификации, являющейся фундаментом технического перевооружения сельскохозяйственного производства и развития социально-бытовой сферы.
Концепция электрификации села включает:
приоритетность электрификации быта и личных подсобных хозяйств, обеспечение сельских домов автономными инженерными системами и энергосберегающим оборудованием, что требует принципиально нового технического подхода в развитии электрических сетей (трехфазный ввод, увеличение их пропускной способности, новая распределительная аппаратура и оборудование); использование в строительстве новых архитектурно-планировочных решений, конструкционных и строительных материалов, снижающих затраты энергии на отопление в 1,5-2 раза;
расширение и углубление электрификации сельскохозяйственного производства: применение электрической энергии в тепловых процессах, в малогабаритной технике для семейных ферм, в автоматизированных линиях и цехах, экономное расходование электроэнергии, максимальное использование электроэнергии в часы минимальных нагрузок энергосистем;