Действующий

Об утверждении Программы развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года

  6. Реструктуризация задолженности


Финансовое состояние многих сельскохозяйственных организаций блокирует всякую возможность для их саморазвития.

Задолженность всех сельскохозяйственных организаций области бюджету, внебюджетным государственным фондам, банкам, поставщикам, по оплате труда и другим почти равна стоимости всей товарной продукции, а многих организаций - значительно больше ежегодной денежной выручки. На 1 января 2002 года задолженность составляла 5988 млн. рублей, что составляет 96% денежной выручки 2001 года. На 1 января 2002 года задолженность бюджетам всех уровней составляла 728,2 млн. рублей, в том числе: федеральному бюджету - 305,4 млн. рублей, областному и местным бюджетам - 422,8 млн. рублей.

Собственный капитал сельскохозяйственных организаций области сокращается и уменьшается его удельный вес в источниках финансирования. В 2001 году продолжала снижаться ликвидность сельскохозяйственных организаций, то есть способность своими активами погашать текущие обязательства. Коэффициент текущей ликвидности на 1 января 2002 года составил 1,08 при нормативе 1,5-2. Поскольку в сельскохозяйственных организациях запасы в структуре оборотных средств занимали более 80%, а денежные средства покрывали только 1% текущих пассивов, то при обращении к ним кредиторов они могли бы погасить не более 50% задолженности.

Без списания части задолженности и без реструктуризации другой части, то есть, перевода краткосрочной задолженности в долгосрочную невозможно изменить негативную тенденцию в агропромышленном комплексе - на позитивную.

Задолженность сельскохозяйственных организаций образовалась на 70% по вине несбалансированной федеральной аграрной политики:

диспаритет цен и тарифов на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги;

завышенное налогообложение;

высокие процентные ставки за кредит;

чрезмерная открытость границ для импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

отсутствие в полном объеме финансирования утвержденных государственных программ по поддержке сельского хозяйства;

занижение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию местными монополистами.

По этим и другим причинам часть задолженности сельскохозяйственных организаций необходимо списать. В первую очередь подлежат списанию штрафы и пени за просроченную задолженность в бюджет и во внебюджетные фонды. Следует списать задолженность в федеральный бюджет, в областной бюджет, и в местные бюджеты тех хозяйств, которые находятся в худших природных и экономических условиях как безнадежную. По этой же группе хозяйств задолженность коммерческим банкам и поставщикам будет переводиться в задолженность областному бюджету и местным бюджетам с одновременной отсрочкой ее погашения и выплатой 3% за обслуживание отсроченного долга. Эти хозяйства подлежат реорганизации.

Другая часть задолженности в бюджеты и внебюджетные фонды также подлежит реструктуризации с уплатой 3% от суммы долга за его обслуживание.