Финансовое состояние многих сельскохозяйственных организаций блокирует всякую возможность для их саморазвития.
Задолженность всех сельскохозяйственных организаций области бюджету, внебюджетным государственным фондам, банкам, поставщикам, по оплате труда и другим почти равна стоимости всей товарной продукции, а многих организаций - значительно больше ежегодной денежной выручки. На 1 января 2002 года задолженность составляла 5988 млн. рублей, что составляет 96% денежной выручки 2001 года. На 1 января 2002 года задолженность бюджетам всех уровней составляла 728,2 млн. рублей, в том числе: федеральному бюджету - 305,4 млн. рублей, областному и местным бюджетам - 422,8 млн. рублей.
Собственный капитал сельскохозяйственных организаций области сокращается и уменьшается его удельный вес в источниках финансирования. В 2001 году продолжала снижаться ликвидность сельскохозяйственных организаций, то есть способность своими активами погашать текущие обязательства. Коэффициент текущей ликвидности на 1 января 2002 года составил 1,08 при нормативе 1,5-2. Поскольку в сельскохозяйственных организациях запасы в структуре оборотных средств занимали более 80%, а денежные средства покрывали только 1% текущих пассивов, то при обращении к ним кредиторов они могли бы погасить не более 50% задолженности.
Без списания части задолженности и без реструктуризации другой части, то есть, перевода краткосрочной задолженности в долгосрочную невозможно изменить негативную тенденцию в агропромышленном комплексе - на позитивную.
Задолженность сельскохозяйственных организаций образовалась на 70% по вине несбалансированной федеральной аграрной политики:
диспаритет цен и тарифов на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги;
завышенное налогообложение;
высокие процентные ставки за кредит;
чрезмерная открытость границ для импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
отсутствие в полном объеме финансирования утвержденных государственных программ по поддержке сельского хозяйства;
занижение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию местными монополистами.
По этим и другим причинам часть задолженности сельскохозяйственных организаций необходимо списать. В первую очередь подлежат списанию штрафы и пени за просроченную задолженность в бюджет и во внебюджетные фонды. Следует списать задолженность в федеральный бюджет, в областной бюджет, и в местные бюджеты тех хозяйств, которые находятся в худших природных и экономических условиях как безнадежную. По этой же группе хозяйств задолженность коммерческим банкам и поставщикам будет переводиться в задолженность областному бюджету и местным бюджетам с одновременной отсрочкой ее погашения и выплатой 3% за обслуживание отсроченного долга. Эти хозяйства подлежат реорганизации.
Другая часть задолженности в бюджеты и внебюджетные фонды также подлежит реструктуризации с уплатой 3% от суммы долга за его обслуживание.