Сельскохозяйственные товаропроизводители, использующие лизинг, получают возможность пользоваться необходимым имуществом без единовременной мобилизации на эти цели собственных средств. При этом, поскольку рост цен на технику значительно затруднил её покупку, для многих хозяйств области лизинг стал важной формой приобретения новой техники. Предприятия - производители, поставщики сельскохозяйственной техники посредством лизинга значительно расширяют сбыт своей продукции. Для банков и лизинговых компаний лизинг, как вид аренды, при котором имущество до конца срока контракта остаётся в собственности арендодателя, обеспечивает повышенные гарантии инвестируемых средств.
По этому варианту сельскохозяйственные организации при платежной способности 2000 года в размере 241,1 млн. рублей и 300 млн. рублей кредитов могут приобрести за 3 года 2458 тракторов и сельскохозяйственной техники на сумму 728,6 млн. рублей.
Для расширения лизинговых операций в Нижегородской области с целью увеличения поставок техники и оборудования предприятиям агропромышленного комплекса необходимо:
создание лизингового фонда агропромышленного комплекса Нижегородской области;
учреждение одной или нескольких специализированных лизинговых, а также привлечение уже действующих лизинговых компаний.
Правовой основой формирования регионального лизингового фонда является Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 года "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе" и Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 года №723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе". Этими нормативными правовыми актами поручалось федеральным министерствам предусматривать при разработке проектов федерального бюджета финансовые средства на создание и деятельность специальных региональных лизинговых фондов, осуществляющих материально-техническое обеспечение организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях.
Формирование лизингового фонда агропромышленного комплекса Нижегородской области должно происходить на основе использования специально выделяемых на эти цели средств федерального и областного бюджетов, а также привлечения финансовых средств, предприятий - поставщиков машиностроительной продукции, банков, лизинговых компаний, бюджетов районов Нижегородской области и вкладов предприятий агропромышленного комплекса. Вклады лизинговых компаний могут быть заменены требованием привлечения ими собственных и заёмных средств, для лизинговых операций с предприятиями агропромышленного комплекса. Для участников фонда должны быть предусмотрены льготные условия: первоочередное рассмотрение заявок, пониженные процентные ставки и т.д.
В зависимости от объёма привлечённых средств фонд может осуществлять работу по двум направлениям:
непосредственное кредитование лизинговых операций под льготный процент (10% годовых);
погашение части процентной ставки по привлечённым лизинговыми компаниями кредитам.
Основными субъектами лизинговых операций в агропромышленном комплексе с участием фонда являются: предприятия агропромышленного комплекса (лизингополучатели), лизинговые компании, банки, производители машиностроительной продукции и их дилеры, страховые компании, областные и муниципальные продовольственные фонды.
Для осуществления лизинговой деятельности фонд привлекает на конкурсной основе лизинговые компании, имеющие опыт работы с предприятиями агропромышленного комплекса.
При фонде будет создан расчётный центр, позволяющий проводить взаимные расчёты федеральных, региональных и муниципальных продовольственных фондов за поставляемую им сельскохозяйственными предприятиями продукцию в счёт погашения лизинговых платежей. Лизинговым компаниям рекомендуется создание внутренних, структурных подразделений, занимающихся сбытом сельскохозяйственной продукции, поступающей в качестве лизинговых платежей.
Субъекты лизинговых операций должны иметь свободу в выборе условий взаимодействия в отношении стоимости объекта лизинга, сроков договора, графиков платежей и т. д. Однако к ним будут предъявляться следующие требования:
средства фонда выделяются лизинговым компаниям на принципах срочности, возвратности и платности. Риск неплатежей лизингополучателей полностью возлагается на лизинговые компании;
предприятия агропромышленного комплекса - вкладчики фонда должны иметь преимущественные права на получение лизинговых услуг на льготных условиях (кредит под 10% годовых);
лизингополучатели должны иметь право в любой из сроков погашения задолженности осуществлять платежи в форме поставок своей продукции в областной и муниципальные продовольственные фонды;
максимальная ставка комиссионного вознаграждения лизингодателю не должна превышать 3%;
минимальный срок лизинговых договоров ограничивается 2 годами, максимальный - 75% от срока эксплуатации техники оборудования;
после окончания срока лизингового договора право собственности на имущество передаётся лизингополучателю;
в качестве обеспечения сделки лизингодатель вправе требовать от лизингополучателя залога имущества, гарантии и поручительства третьих лиц (в том числе и местных администраций), страхование урожая, уплаты первоначального взноса и т. д.;
объектом лизинга может быть продукция сельскохозяйственного машиностроения и племенной скот;
стоимость объекта лизинга в течение срока договора не индексируется в связи с инфляцией;
фонд лизинга в агропромышленном комплексе Нижегородской области должен иметь право контроля за целевым использованием выделяемых средств.
При определении объёма лизингового фонда и размера, вкладываемых в него средств, необходимо исходить из способности сельхозтоваропроизводителей приобретать сельхозтехнику (ПС). Она складывается из амортизационного фонда (А) и фонда накопления (Пмтп) (части прибыли, направляемой на расширенное воспроизводство МТП):
ПС = А + Пмтп.
Предусматривается, что 50% лизингового фонда будут составлять кредиты банков, 10% балансовой стоимости приобретенной техники - вклады машиностроительных заводов, сельскохозяйственных организаций, местных бюджетов. Остальная часть лизингового фонда будет представлена вкладами областного и федерального бюджетов в равных долях. Из областного бюджета необходимо компенсировать две третьих процентной ставки за кредиты банков и половину процентной ставки за кредиты, предоставляемые организациям.
При ставке кредита 10% годовых стоимость лизинга возрастает за 4 года в 1,35 раза по сравнению с ценой покупки. Важно отметить, что в связи с отсутствием индексации платежей приобретение по лизингу техники обходится дешевле её покупки с единовременной оплатой, поскольку при инфляции периодические лизинговые платежи обесцениваются в 1,74 раза за 4 года.