Действующий

Об утверждении Программы развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года

  5.4. Развитие садоводства и огородничества

В Нижегородской области 343,1 тыс. семей занимаются садоводством и 86,7 тыс. семей - огородничеством. Им предоставлено 29,6 тыс. гектаров земли, в том числе садоводам 23,7 тыс. гектаров и огородникам 5,9 тыс. гектаров. Они производят почти весь объем фруктов и ягод, много овощей и картофеля.

Садовые участки граждан служат не только источником важных продуктов питания, но и загородной базой отдыха индивидуального (семейного) пользования, приобщения детей к труду.

Однако в последние годы ведение садоводства стало дорогим занятием. Садоводы и садоводческие товарищества платят различные налоги, взносы во внебюджетные фонды, пошлины. Всего садоводческие товарищества уплачивают налогов и сборов 40% от суммы взносов садоводов.

Кроме того, садоводы уплачивают пошлины за нотариальные действия, за изготовление планов (чертежей границ) земельных участков. Только за государственную регистрацию прав на садовый участок взимают более 2 тысяч рублей.

Большие расходы несут садоводы на строительство садовых домиков, других строений и сооружений, на благоустройство земельных участков, на проезд до садовых участков и обратно.

В настоящее время на вторичном рынке садовых земельных участков предложение превышает спрос. Часто из-за бюрократизации оформления сделок, их дороговизны продавцы и покупатели отказываются оформлять сделки, и садовые участки не обрабатываются, строения на них разрушаются.

Поэтому необходимо определить долгосрочную социальную политику области по обеспечению граждан экологически чистыми фруктами, ягодами, овощами собственного производства.

Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". К нему издан комментарий, разъясняющий практическое применение правовых норм.

Органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям и организациям необходимо определить формы, способы и размеры поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения.

При этом должны найти отражение:

порядок управления органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления развитием личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества;

порядок и условия льготного предоставления помещений, средств связи, оргтехники, коммунальных услуг ассоциациям (союзам) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

порядок предоставления льготных кредитов под залог садовых, огородных или дачных земельных участков, их освоение и благоустройство, приобретение и строительство жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений;

порядок приобретения сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования через систему лизинговых компаний на льготных условиях;

порядок обеспечения льготными кредитами на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в размере до 50% общей суммы сметных затрат с последующим погашением кредитов, а также процентов за их использование;

порядок возмещения в полном объеме осуществляемых за счет целевых взносов затрат на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;

порядок введения льгот по оплате проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей на пригородном пассажирском транспорте до садовых, огородных и дачных земельных участков и обратно;

порядок установления для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативов платы за электрическую энергию, воду, газ, телефон, определенных для сельских потребителей;

порядок установления льгот по местным налогам подрядным организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительство объектов общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях;

порядок участия в формировании фондов взаимного кредитования посредством предоставления средств в размере до 50% от общей суммы взносов;

порядок предоставления средств на землеустройство и организацию территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, восстановление и повышение плодородия почв, защиту садовых, огородных и дачных земельных участков от эрозии, загрязнения, соблюдение экологических и санитарных требований или возмещать в полном объеме кредиты, предоставленные на осуществление указанных мероприятий, а также проценты за использование таких кредитов;

порядок обеспечения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений продукцией производственно-технического назначения государственных и муниципальных организаций, отходами строительного и иного производства;

порядок поддержки ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями в иных формах.

Источниками поддержки ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства могут быть:

платежи за землю;

налоги, уплаченные садоводами, огородниками и дачниками;

другие источники.

При создании благоприятных экономических, организационных и иных условий можно приобщить к ведению садоводства и огородничества еще 280 тыс. семей, на каждую из которых можно предоставить в собственность по 10-15 соток земли, всего 28-42 тыс. гектаров из фонда перераспределения земель. Они могут дополнительно производить продукции на сумму более 544 млн. рублей в ценах 1997 года.