Действующий

Об утверждении Программы развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года

   7.4. Совершенствование платежей за землю


Одним из направлений совершенствования системы земельных платежей является вовлечение в число налогоплательщиков большее количество землевладельцев. В настоящее время земельными платежами охвачено только одна треть земельного фонда. В этих целях следует сократить число категорий граждан и юридических лиц, освобождённых от уплаты земельного налога. За землю должны платить все. Определённую адресную социальную поддержку должны получить малоимущие лица за счёт специального фонда.

Необходимо переходить на систему реально значимых платежей, исходя из рентной стоимости земли и социальной справедливости.

Важно разработать процедуру сбора земельных платежей. Платежи должны включать:

единовременные платежи (обусловленная договором плата за приобретение прав на земельные участки, за изменение целевого назначения земель, за вовлечение в оборот новых земель, взамен изымаемых для государственных и муниципальных нужд, налогов и пошлин за совершение сделок с земельными участками и т.п.);

постоянные годовые платежи (земельный налог и арендная плата);

штрафные платежи (за нарушение законодательства в сфере землепользования);

землеустроительные платежи (за технические услуги по землеустройству);

платежи за предоставление земельно-кадастровой информации.

По расчётам создание нормальной системы земельных платежей обеспечит областному бюджету дополнительно примерно 750 млн. рублей, в том числе за счёт городов 80%. Из этой суммы половину или 375 млн. рублей целесообразно направить на улучшение качества сельскохозяйственных угодий и выполнение землеустроительных работ.

Источником дополнительных доходов сельских товаропроизводителей могут быть платежи за земельные сервитуты (за постоянное или временное пользование чужим земельным участком или его частью).

Земли сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств рассечены несельскохозяйственными линейными объектами (трубопроводами, железными дорогами, автомагистралями, линиями электропередач, связи и т.п.). Они имеют охранные зоны. Это приводит к дополнительным затратам на холостые переезды техники с участка на участок, повороты и заезды агрегатов при выполнении полевых механизированных работ, к загрязнению и засорению полей, снижению объёмов производства сельскохозяйственной продукции.

Доля земель сельскохозяйственных организаций, имеющих обременения и ограничения в использовании, находится в пределах от 15 до 60% их площади.

Поскольку сельские товаропроизводители несут дополнительные издержки производства, то часть этих дополнительных затрат должны возмещать сервитутные пользователи, что делается в странах с хорошо отработанным земельным законодательством (Франция, Германия, Швеция, США). Например, во Франции за размещение одностоечной опоры ЛЭП на сельскохозяйственных землях ежегодно выплачивается компенсация от 6 до 18 франков, а опоры с основанием 7х7 м - от 22 до 70 франков. В США эта величина составляет в середине поля 36,5 долларов на опору, а на краю поля -31,5 долларов.

В соответствии со статьёй 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, обременённого сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которого установлен сервитут, соразмерную плату. Для этого сервитут следует зарегистрировать в учреждениях юстиции и реализовать предоставленное законное право.

Если принять, что сервитутные обременения и ограничения установлены на 10% площади сельскохозяйственных угодий области (314 тыс. гектаров), а платёж за сервитут составит 10% от нормативной цены земли (880 рублей/гектар), то общая сумма платежей будет равной 276 млн. рублей.

Для обеспечения социальной справедливости необходимо принять нормативный правовой акт, регулирующий платежи за сервитуты.

Всего в результате совершенствования платежей за землю сельское хозяйство может дополнительно получить более 600 млн. рублей, что равно аграрной составляющей бюджета области.