Действующий

Об утверждении Программы развития легкой промышленности Нижегородской области на период 2002-2005 годы

3. Проблемы, характерные для отдельных подотраслей легкой промышленности.

     
КОЖЕВЕННАЯ И ОБУВНАЯ ПОДОТРАСЛИ.


Большинство предприятий - представителей кожевенного комплекса сталкиваются с проблемой закупки сырьевого материала.

Существующее запрещение предприятиям, перерабатывающим кожу, закупать сырьевой материал за наличный расчет на сумму превышающую 10 000 рублей в день, при одновременном отсутствии такого ограничения у "заготконтор", имеющих статус заготовителей сельхозпродукции, приводит к тому, что практически вся закупка шкур у населения производится заготконторами. В дальнейшем заготконторы в подавляющем большинстве случаев не поставляют шкуры нижегородским предприятиям, которые могут их оплачивать только безналичным образом, а реализуют кожсырье за наличный расчет перекупщикам из других регионов. Такие действия являются противозаконными, однако, возможность ухода от налогов и слабость контроля побуждают многих закупщиков сырья избирать именно этот путь.

В последнее время проблема закупки сырья для предприятий кожевенного комплекса особенно обострилась в связи с эпидемией ящура в Европе. Кожевенное сырье резко подорожало, а основные сырьевые потоки, зачастую незаконными путями, направляются во Францию, Голландию, Великобританию.

Как следствие, перерабатывающие предприятия оказываются в убытке по двум причинам: во-первых, они снабжаются по остаточному принципу, поскольку лучшее сырье уходит в другие регионы и заграницу, а, во-вторых, им приходится покупать сырье за более высокую, иногда двойную, цену, в то время как разница в цене оседает в карманах перекупщиков. В результате описанной ситуации только 5% произведенного кожсырья остается в Нижегородской области, а 95% - переправляется перекупщиками в Москву и другие регионы.

Кроме этого, многие предприятия кожевенной отрасли являются экспортерами и испытывают в полной мере проблемы, возникающие при поставке продукции за рубеж. В первую очередь это выражается в значительных затруднениях при возврате НДС. Таможенные органы и налоговая инспекция путем различных проволочек и подзаконных актов максимально затягивают момент возврата НДС за экспортированную продукцию. Известны случаи, когда задолженность налоговой инспекции в размере до 1 млн. руб. не гасится в течение полугода и более.

Не способствует внешнеэкономической деятельности предприятий и наличие десяти процентных таможенных пошлин при экспорте кожи, при одновременном отсутствии каких-либо пошлин на импортную обувь.

Существенной проблемой, отмеченной многими предприятиями подотрасли, является отказ многих промышленных предприятий Нижегородской области закупать рабочую обувь для собственных нужд у местных производителей. Обычно это связано не с низким качеством местной обуви, а с личной заинтересованностью снабженцев предприятий, ответственных за закупку обуви.

Особой строкой необходимо отметить то, что в настоящее время в Нижегородской области отсутствуют фабрики по производству обуви для населения. Вся производимая обувь только производственного назначения. В начале 90-х годов в области существовало большое обувное объединение, которое выпускало в год 4 млн. пар обуви для населения самого разного назначения. В состав этого объединения входило 5 обувных фабрик Богородска, Арзамаса, Городца и Нижнего Новгорода. Было широко развито производство верха обуви, подкладки, крепежных материалов. Однако в 1991 году объединение распалось, а в новых экономических условиях сумела выжить только Богородская обувная фабрика, которая в настоящее время производит рабочую обувь. Основной причиной такого положения дел на предприятиях обувной подотрасли является физический и моральный износ оборудования, т.к. производить качественную обувь на устаревшем оборудовании уже невозможно.

ШВЕЙНАЯ ПОДОТРАСЛЬ

Проблемы сбыта продукции. В пост-советский период большинство оптовых закупщиков одежды либо полностью исчезли, либо переориентировались на другие области деятельности. Такие крупные торговые фирмы, как ГУМ, "Одежда" перепрофилировались на работу с арендаторами торговых площадей; часто предпочтение отдается торговле более дорогостоящими товарами - мебелью, бытовой техникой, другими непрофильными товарами, т.е. произошло сильное изменение ассортиментных позиций.

Многие фирменные магазины - "Дом моды", "Мужские костюмы", "Дом одежды", "Русские узоры", "Русский лен" и др. - перешли в собственность к коммерческим структурам, и цены за аренду этих площадей для организации фирменной торговли стали неприемлемы для предприятий-изготовителей.

Исчезновение торговых площадей в магазинах с высокой проходимостью при одновременном отсутствии сети магазинов, специализирующихся на продаже нижегородских швейных изделий, как в области, так и в целом по России, привело к тому, что предприятия оказались один на один с неразвитым розничным рынком. В этой ситуации некоторые из них, например: "Маяк", "Весна", "Восход", постарались переориентироваться на западный рынок и достигли определенных успехов в этом направлении.

В то же время другие предприятия пытались наладить сбыт путем развоза готовой продукции по регионам России. Этот путь оказался крайне не надежным, и в результате неоплаты товаров оборотный капитал предприятий вымывался. К этому же результату приводила галопирующая инфляция 91-95 гг. и 98 г.

Сбыт продукции многих предприятий затруднен также тем, что торговые организации принимают товары гражданского ассортимента только на реализацию и устанавливают максимально высокие наценки, что значительно замедляет оборот товаров.

В связи с вышеназванными причинами, основная производственная деятельность многих  предприятий отрасли  в настоящее время направлена либо на обеспечение силовых министерств и ведомств, либо на выполнение случайных разовых заказов (как правило, на давальческой основе). Такая деятельность неизбежно ведет к обеднению ассортимента и значительному снижению номенклатуры выпускаемых изделий.

Многие швейные предприятия, включая фабрики "Луч НН", Богородскую швейную фабрику №8, отмечают постоянный недостаток маркетинговых исследований, анализирующих спрос на товары в различных регионах и учитывающих последние тенденции моды, а также сложности в передаче информации о имеющихся на предприятиях возможностях потенциальным клиентам - оптовым покупателям швейных изделий. Отсутствие развитых отделов маркетинга, проводящих систематическое исследование рынка, зачастую приводит к тому, что предприятия не могут определить истинную рыночную стоимость собственной продукции, а также найти наиболее перспективные рыночные ниши.

Швейные предприятия, специализирующиеся в выпуске спецодежды и униформ для различных организаций (ГЖД, милиции, больниц, ОАО "ГАЗ", ОАО "ЗМЗ", ряда химических предприятий), сталкиваются с проблемой отсутствия информации об условиях заказов и тендеров. В результате этого потребности в спецодежде бюджетных организаций и, в особенности, промышленных предприятий часто удовлетворяются производителями из других регионов, несмотря на одинаковые качественные и ценовые характеристики производимой продукции. Более того, тендеры по размещению государственного заказа зачастую выигрывают не производители продукции, а перекупщики, которые предлагают цены ниже цен производителя.

Особо необходимо отметить также проблему несвоевременной оплаты госзаказов. В настоящее время очень часто предприятия отмечают задержки в расчетах по оплате госзаказов, которые могут достигать нескольких месяцев.

ТЕКСТИЛЬНАЯ И ВАЛЯЛЬНО-ВОЙЛОЧНАЯ ПОДОТРАСЛИ

Главной проблемой текстильных предприятий Нижегородской области, как и предприятий по переработке кожи, является проблема закупки сырьевого материала.

Сырьем, используемым для производства брезентовых тканей и парусины, является лен и хлопок. Посевные площади льна в Нижегородской области за 90-е годы резко сократились и в 2000 г. было засеяно только около 2000 га. В этой ситуации оставшиеся в регионе льноводческие предприятия при определении цены своей продукции ориентируются на европейский уровень цен. Поэтому предприятиям, специализирующимся на производстве тканей из льняного сырья, приходится искать более дешевые решения в виде покупки короткого волокна за пределами области и замены длинного льноволокна на хлопок. Так, ОАО "Льнокомбинат "Техноткань" основные закупки сырья (лен и хлопок) производит в странах ближнего и дальнего зарубежья (Узбекистан, Казахстан, Индия).

Валяльно-войлочные предприятия также вынуждены импортировать сырьевой материал - овечью шерсть - из Средней Азии, Туркменистана и южных регионов России. Значительное снижение импорта шерсти возможно в случае использования шерсти со шкур, предназначенных для кожевенных предприятий

Другой серьезной проблемой валяльно-войлочных предприятий является резко выраженная сезонность спроса на продукцию предприятий. В результате, предприятия подотрасли, вынужденные простаивать в летний период из-за отсутствия заказов и оборотных средств, в зимние месяцы не могут удовлетворить все заказы, количество которых в несколько раз превышает возможности производства. В то же время предприятиям необходимо платить налоги вне зависимости от времени года. Естественно, что летом во время простоев налоги не платятся и у предприятий накапливаются пени и штрафы. Данная ситуация является противоестественной и требует разрешения. Предприятия подотрасли неоднократно обращались в различные государственные органы с просьбой разрешить отсрочку уплаты налогов в сезоны из-за отсутствия спроса. Однако на сегодня положительного решения не последовало.