Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2002 года № 557

Об утверждении межведомственной комплексной целевой программы
 “Профилактика и лечение йоддефицитных заболеваний в Нижегородской области
на 2002-2006 годы”  

_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Законодательного собрания Нижегородской области от 27 января 2005 года № 1296-III
 _____________________________________________________________________________

 


В целях комплексного решения проблем профилактики и лечения йоддефицитных заболеваний в Нижегородской области Законодательное Собрание области постановляет:

1.  Утвердить межведомственную комплексную целевую программу “Профилактика и лечение йоддефицитных заболеваний в Нижегородской области на 2002-2006 годы” (далее - Программа).

2.  Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области принять участие в реализации мероприятий Программы, предусмотрев разработку аналогичных муниципальных программ за счет средств соответствующих бюджетов.

3.  Правительству Нижегородской области в ходе реализации Программы корректировать объемы финансирования с учетом утвержденных расходов областного бюджета.

4.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по социальным вопросам Законодательного Собрания области.



Председатель Собрания      Д.И. Бедняков     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Законодательного
Собрания Нижегородской области
от 28 февраля 2002 г. № 557

Межведомственная комплексная целевая программа
“Профилактика и лечение йоддефицитных
заболеваний в Нижегородской области
на 2002-2006 годы”

ПАСПОРТ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
“ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЙОДДЕФИЦИТНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2006 ГОДЫ”

1. Наименование программы

Межведомственная комплексная целевая программа “Профилактика и лечение йоддефицитных заболеваний в Нижегородской области на 2002-2006 годы”.

  

  

2. Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области,

Администрация г. Н. Новгород.

  

  

3. Разработчики Программы

Министерство здравоохранения Нижегородской области, Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области (далее - ЦГСЭН), департамент здравоохранения г.Н.Новгород, областное фармацевтическое управление, Нижегородская государственная медицинская Академия (далее - НГМА).

  

  

4. Исполнители Программы

Министерство здравоохранения Нижегородской области, ЦГСЭН (в области, городские, районные центры госсанэпиднадзора), департамент здравоохранения г.Н.Новгород, администрации городов и районов области, министерство образования и науки Нижегородской области, департамент образования г.Н.Новгород, областное фармацевтическое управление, НГМА, Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Нижегородской области.

  

  

5. Цели и задачи Программы

Снижение количества йоддефицинтых заболеваний у населения Нижегородской области, сохранение интеллектуального, образовательного и профессионального потенциала жителей области, организация своевременного выявления и мониторинга йоддефицинтых заболеваний, гарантированное обеспечение средствами массовой, групповой и индивидуальной профилактики и лечения.

  

  

6. Сроки и этапы реализации Программы

2002-2006 годы.

  

  

7. Объемы и источники финансирования

Общая сумма затрат составляет 15619,0 тыс.руб. (2002 г. - 9290,0 тыс.руб.; 2003 г. - 2440,0 тыс.руб.; 2004 г. - 2585,9 тыс.руб.; 2005 г. - 1268,1 тыс.руб; 2006 г. - 35,0 тыс.руб.), в том числе средства областного бюджета - 14475,3 тыс.руб. (2002 г. - 9190,0 тыс.руб.; 2003 г. - 1625,8 тыс.руб.; 2004 г. - 2448,65 тыс.руб.; 2005 г. - 1185,85 тыс.руб.; 2006 руб. - 25,0 тыс.руб); средства бюджета г.Н.Новгород - 1143,7 тыс.руб. (2002 г. - 100 тыс.руб.; 2003 г. - 814,2 тыс.руб.; 2004 г. - 137,25 тыс.руб.; 2005 г. - 82,25 тыс.руб.; 2006 г. - 10,0 тыс.руб),

из них:

на обеспечение тиреоидными и йодсодержащими препаратами - 2805,0 тыс.руб., в том числе средства областного бюджета - 1851,3 тыс.руб. (2003 г. - 1570,8 тыс.руб.; 2004 г. - 140,25 тыс.руб.; 2005 г. - 140,25 тыс.руб.), средства бюджета г.Н.Новгород - 953,7 тыс.руб. (2003 г. - 809,2 тыс.руб.; 2004 г. - 72,25 тыс.руб.; 2005 г. - 72,25 тыс.руб.);

на обследование выборочных групп пациентов специалистами-эндокринологами, проведение УЗИ, определение йодурии - 240,0 тыс.руб., в том числе средства областного бюджета - 120,0 тыс.руб. (2002 г. - 60,0 тыс.руб.; 2004 г. - 60,0 тыс.руб.), средства бюджета г.Н.Новгород - 120,0 тыс.руб. (2002 г. - 60,0 тыс.руб.; 2004 г. - 60,0 тыс.руб.);

на обучение специалистов - 140,0 тыс.руб., в том числе средства областного бюджета - 70,0 тыс.руб. (2002 г. - 40,0 тыс.руб.; 2003 г. - 5,0 тыс.руб.; 2004 г. - 5,0 тыс.руб.; 2005 г. - 10,0 тыс.руб.; 2006 руб. - 10,0 тыс.руб); средства бюджета г.Н.Новгород - 70,0 тыс.руб. (2002 г. - 40,0 тыс.руб.; 2003 г. - 5,0 тыс.руб.; 2004 г. - 5,0 тыс.руб.; 2005 г. - 10,0 тыс.руб.; 2006 руб. - 10,0 тыс.руб);

на тиреодологическое оборудование для областного медицинского диагностического клинического центра - 12274,0 тыс.руб. - средства областного бюджета (2002 г. - 9030,0 тыс.руб.; 2004 г. - 2223,4 тыс.руб.; 2005 г. - 1020,6 тыс.руб);

на санитарно-просветительную работу - 50,0 тыс.руб. (2002 г. - 10,0 тыс.руб.; 2003 г. - 10,0 тыс.руб.; 2004 г. - 10,0 тыс.руб.; 2005 г. - 10,0 тыс.руб.; 2006 руб. - 10,0 тыс.руб) - средства областного бюджета;

на организацию и ведение мониторинга йоддефицитных заболеваний - 110,0 тыс.руб. (2002 г. - 50,0 тыс.руб.; 2003 г. - 40,0 тыс.руб.; 2004 г. - 10,0 тыс.руб.; 2005 г. - 5,0 тыс.руб.; 2006 руб. - 5,0 тыс.руб) - средства областного бюджета.

  

  

8. Ожидаемые результаты реализации Программы

Снижение распространения йоддефицитных заболеваний среди населения области: к 2006 г. частота зоба среди населения не должна превышать 20%; неонатального гипотиреоза новорожденных - 3%; снижение частоты развития аутоиммунных проявлений и различных форм рака щитовидной железы.

  

  

9. Система организации контроля за выполнением Программы

Экспертный и финансовый контроль Программы осуществляется Правительством Нижегородской области и администрацией г.Н.Новгород, Центром госсанэпиднадзора в Нижегородской области.

 

I. ОБОСНОВАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
“ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЙОДДЕФИЦИТНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
 В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2002-2006 ГОДЫ”


Йоддефицитные заболевания, и в частности эндемический зоб, являются самой распространенной неинфекционной патологией. Установлено, что более чем у 1,5 миллиардов жителей земного шара существует повышенный риск недостаточного потребления йода. По данным Всемирной организации здравоохранения (1994) у 655 млн. человек на Земле имеется эндемический зоб, у 43 млн. из них отмечается умственная отсталость в результате йодной недостаточности. В Российской Федерации дефицит йода создает угрозу для здоровья около 100 млн. россиян.

По данным Эндокринологического научного центра (ЭНЦ) РАМН распространенность эндемического зоба у детей и подростков в центральной части России составила 15%, а по отдельным регионам до 40%.

При изучении заболеваемости детей, проживающих в условиях среднетяжелого дефицита йода в природе, установлено, что в структуре заболеваемости ведущее место занимают болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета. Эндокринная патология формируется в основном за счет болезни щитовидной железы (эндемического зоба или гиперплазии щитовидной железы), которые составляют большинство от общего числа зарегистрированных болезней. Представляет интерес сравнение погодового показателя общей заболеваемости с возрастной динамикой зоба. Совпадение их “пиков” в 3, 5, 7, 12 лет свидетельствуют о безусловной связи хронической патологии с зобом, а точнее - с периодически возникающим на фоне зоба субклиническим гипотиреозом. Наиболее серьезным представляется то, что возникновение хронических болезней отмечается уже в раннем возрасте.

Нижегородская область с 50-х годов считалась регионом эндемичным по зобу. В 1963 г. на основании обследования более 500 тыс. человек были составлены карта распространения зоба в Горьковской (Нижегородской) области и карта йоддефицитной недостаточности. При сопоставлении этих карт обнаружена высокая распространенность эндемического зоба в районах с низким содержанием йода в воде, почве, овощах. Наиболее выражены очаги зобной эндемии в районах, расположенных по течению рек Оки и Волги, - Чкаловском, Городецком, Борском, Богородском, Воротынском и др.

В результате проводимой профилактики йодистыми препаратами с 1963 г. до 1969 г. в целом отмечено снижение распространенности эндемического зоба в этот период с 6,5% до 4,5%. По отдельным районам динамика снижения распространенности была еще более выражена: в Борском - с 17% до 9,5%; в Кстовском - с 13,2% до 4,1%; в Богородском - с 66,0% до 8,1%; в Павловском - с 37,0% до 15,0%; в Чкаловском - с 58,8% до 18,0%.

С начала 70-х годов в нашей стране профилактике йоддефицитных заболеваний стало уделяться недостаточное внимание, что способствовало увеличению распространенности и тяжести йодного дефицита.

В Нижегородской области за последние 3 года число больных с диффузным эндемическим (нетоксическим) зобом в крупных районах (Борский, Балахнинский, Богородский, Дзержинский, Кстовский) увеличилось на 9%, с узловым зобом - на 8,7%. В г.Н.Новгород за тот же период интенсивность роста по этим заболеваниям еще более значительна - 29,5%.

Проведенные в 1998-1999 гг. эндокринологами Борского и Богородского районов обследования дошкольников и школьников показали, что в Борском районе у 51% детей было обнаружено увеличение щитовидной железы, в Богородском - у 20,6% также обнаружено увеличение щитовидной железы, что свидетельствует о тяжелой эндемии. Проблема профилактики и лечения йоддефицитных заболеваний у населения области требует комплексного подхода, участие в ее решении, кроме учреждений здравоохранения, других ведомств, органов исполнительной власти, привлечения дополнительных целевых финансовых и материальных ресурсов, что возможно реализовать только в рамках областной Программы.

Йоддефицитные заболевания - это целый ряд патологических состояний (синдромов), обусловленных влиянием йодной недостаточности в различные периоды жизни:

Возрастная группа

Клинические проявления

В любом возрасте

зоб;
клинический и субклинический гипотиреоз.

У плода и новорожденного

высокая перенатальная смертность;
врожденные пороки развития;
врожденный гипотиреоз;
кретинизм.

У детей и подростков

задержка умственного и физического развития;
снижение работоспособности, плохая успеваемость;
высокая заболеваемость и склонность к хроническим заболеваниям;
нарушение полового развития.

У взрослых и пожилых

снижение физической и интеллектуальной работоспособности;
акселерация атеросклероза.

У женщин детородного возраста

бесплодие и невынашивание беременности;
тяжелое течение беременности;
анемия.

     

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Основными целями Программы являются снижение:

количества йоддефицитных заболеваний у населения Нижегородской области;

заболеваемости зоба среди населения к 2005 году до 20%;

заболеваемости неонатальным гипотиреозом новорожденных до 3%;

частоты развития аутоиммунных проявлений и различных форм рака щитовидной железы.

С учетом этого для реализации Программы необходимо решение следующих задач:

1.     Проведение эпидемиологического анализа йоддефицитных заболеваний методом популяционного исследования выборочно отдельных районов (а в районах - школ, предприятий и т.д.), формирование системы мониторинга йоддефицитных заболеваний (подсистема социально-гигиенического мониторинга).

2.     Внедрение унифицированных методов диагностики и критериев оценки степени тяжести йоддефицитных заболеваний.

3.     Разработка медицинского пособия для врачей по методам диагностики, лечению и профилактики йоддефицитных заболеваний, подготовка медицинских кадров лечебно-профилактических учреждений по вопросам диагностики.

4.     Проведение лечебно-профилактических мероприятий по снижению йоддефицитных заболеваний в области: обеспечение поставок йодированной соли в области, лекарственных препаратов для групповой и индивидуальной профилактики йоддефицитных заболеваний.

     5.     Проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора за реализацией и качеством йодированной соли, обеспеченностью детских дошкольных, подростковых и лечебно-оздоровительных учреждений йодированной солью.

     

III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


п/п

Мероприятия

Основные исполнители

Сроки реали-зации
(годы)

3.1. Организационно-методическое обеспечение

3.1.1.

Организация межведомственной комиссии по вопросам профилактики и лечения йоддефицитных заболеваний

Министерство здравоохранения Нижегородской области, департамент здравоохранения г.Н.Новгород, ЦГСЭН в Нижегородской области, НГМА

2002 г.

3.1.2.

Организация областного тиреодологического центра

Министерство здравоохранения Нижегородской области, НГМА

2002 г.

3.1.3.

Разработка и издание методических пособий для врачей по унифицированным методам диагностики, лечения и профилактики йоддефицитных заболеваний

Департамент здравоохранения г.Н.Новгород, министерство здравоохранения Нижегородской области, ЦГСЭН в Нижегородской области, НГМА

2002-2006 гг.

3.1.4.

Внедрение форм государственного статистического наблюдения за йоддефицитными заболеваниями, создание баз данных (по результатам статистической отчетности, клинико-диагностическим исследованиям)

ЦГСЭН в Нижегородской области,  бюро мед. статистики, НГМА

2002-2006 гг.

3.1.5.

Подготовка медицинских кадров лечебно-профилактических учреждений по вопросам диагностики йоддефицитных заболеваний на базе института последипломного образования НМГА

Министерство здравоохранения Нижегородской области, департамент здравоохранения г.Н.Новгород, ЦПК и ППС НГМА

2002-2006 гг.

3.1.6.

Проведение научно-практических конференций с приглашением ведущих российских ученых

Министерство здравоохранения Нижегородской области, департамент здравоохранения г.Н.Новгород, НГМА, ЦГСЭН в Нижегородской области

2002-2006 гг.

3.1.7.

Разработка и внедрение методических указаний организационно-распорядительных документов по ведению санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением профилактических мероприятий

ЦГСЭН в Нижегородской области

2002-2006 гг.

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

3.2.1.

Обеспечение мониторинга йоддефицитных заболеваний (компьютеры, программные комплексы и т.д.)

ЦГСЭН в Нижегородской области, бюро мед. статистики

2002-2006 гг.

3.2.2.

Приобретение оборудования для областного тиреодологического Центра

Министерство здравоохранения Нижегородской области

2002-2006 гг.

3.3. Эпидемиологические и клинико-лабораторные исследования

3.3.1.

Обследование “выборочных” групп в районах области и г.Н.Новгород врачами-эндокринологами (1 360 человек), специалистами УЗИ (1 020 человек), исследование йодурии (1 020 человек)

Министерство здравоохранения Нижегородской области, ЦГСЭН в Нижегородской области и департамент здравоохранения г.Н.Новгород, НГМА

2002-2003 гг.

3.3.2.

Ранжирование территории области по степени риска возникновения йоддефицитных заболеваний

ЦГСЭН в Нижегородской области

2003 г.

3.3.3.

Обеспечение 100% скрининга новорожденных на гипотиреоз

Министерство здравоохранения Нижегородской области, департамент здравоохранения г.Н.Новгород

2002-2006 гг.

3.4. Профилактическая и лечебная работа

3.4.1.

Закупка препаратов для профилактики и лечебный прием йодсодержащих препаратов (калий йодид 200), L-тироксина (для целевых групп населения, в том числе для детских дошкольных учреждений и школ)

Министерство здравоохранения Нижегородской области, департамент здравоохранения г.Н.Новгород, областное фармуправление, министерство сельского хозяйства, министерство образования и науки Нижегородской области и департамент образования г.Н.Новгород

2002-2006 гг.

3.4.2.

Обеспечение поставки йодированной соли в торговую сеть, детские дошкольные и школьные образовательные, образовательно-оздоровительные и реабилитационные учреждения системы образования, ЛПУ, учреждения системы Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ для детей, беременных и кормящих женщин, предприятия пищевой промышленности, предприятия, производящие корма для сельскохозяйственных животных

Министерство сельского хозяйства, министерство образования и науки Нижегородской области, департамент образования, департамент развития предпринимательства и потребительского рынка г.Н.Новгород, Главное управления исполнения наказаний Минюста РФ по Нижегородской области

  

3.4.3.

Гигиеническое воспитание и просветительная работа по профилактике йоддефицитных заболеваний

ЦГСЭН  всех уровней, министерство здравоохранения Нижегородской области, департамент образования г.Н.Новгород, НГМА

2002-2006 гг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»