ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2001 года № 212
Об утверждении Программы кадрового обеспечения
агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2001-2005 годы
В целях реализации дальнейшего совершенствования кадрового обеспечения как важнейшего фактора развития и повышения эффективности агропромышленного производства Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2001-2005 годы (далее - Программа).
2. Администрации области предусматривать ежегодное финансирование расходов из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по аграрным вопросам Законодательного Собрания области.
Председатель Собрания А.А.Козерадский
Приложение утверждена постановлением
Законодательного Собрания
от 21.06.2001 N 212
ПРОГРАММА
КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2005 ГОДЫ
1. Наименование Программы | Программа кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2001-2005 годы |
2. Основание для разработки Программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 года N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса" |
3. Разработчики Программы | Департамент сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Администрации Нижегородской области |
4. Цели Программы | Формирование профессионального и квалифицированного кадрового потенциала агропромышленного комплекса области (далее - АПК). |
5. Исполнители основных мероприятий Программы | Департамент сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Администрации области, районные управления сельского хозяйства, образовательные учреждения системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, сельскохозяйственные предприятия |
6. Перечень основных направлений Программы | Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров агропромышленного комплекса; интеграция учебных заведений и развитие системы непрерывного образования; научное обеспечение реализации Программы кадрового обеспечения АПК; обеспечение специальных гарантий для руководителей и специалистов АПК; развитие материально - технической базы АПК |
7. Объемы и источники финансирования Программы | На реализацию мероприятий Программы на 2001-2005 годы предусмотрены расходы в сумме, |
8. Ожидаемые результаты выполнения Программы | Обеспечение агропромышленного комплекса области квалифицированными специалистами и их закрепление в сельскохозяйственном производстве; совершенствование кадрового потенциала предприятий АПК; укрепление материально - технической и методической базы сельскохозяйственных высших, средних специальных учебных заведений; создание действенной системы отбора перспективных специалистов и работа с резервом; создание системы оценки руководителей и специалистов АПК на основе профессиональных стандартов с формированием банка данных высококвалифицированных кадров; снижение сменяемости руководителей и специалистов; увеличение количества молодых специалистов, работающих в сельхозпроизводстве; уменьшение текучести кадров; улучшение качественного состава руководителей и специалистов |
9. Организация контроля за реализацией Программы | Контроль и отчет: |
Расчет потребности в финансовых ресурсах
по основным разделам Программы на 2001 год
Мероприятия | Финансирование | |
областной | областной | |
1. Подготовка, переподготовка и |
| |
2. Научное обеспечение реализации |
| |
3. Обеспечение социальных гарантий для |
| |
4. Развитие материально - технической |
| |
ИТОГО: | 14 500 | 9 500 |
ВСЕГО: | 24 000 |
На протяжении последних лет в сельской местности Нижегородской области складывается неблагоприятная ситуация с обеспечением сельскохозяйственных предприятий кадрами. С 1992 по 2000 годы численность работающих в сельскохозяйственном производстве сократилась почти в два раза.
На 01.01.2001 общее число работающих в сельскохозяйственном производстве области составило 158 тыс. человек, в том числе руководителей и специалистов - 11,9 тыс. человек, потребность в которых - 759 человек. Особенно недостает ветеринарных врачей, агрономов, зоотехников - обеспечение ими составляет около 80 процентов от фактически работающих.
Становится устойчивой тенденция увеличения числа женщин - руководителей и специалистов хозяйств, их сейчас 59 процентов от общего числа.
Ускоренными темпами идет процесс старения руководящих кадров предприятий АПК. Если пять лет назад на этих должностях работало 2190 человек в возрасте до 30 лет, то на начало текущего года всего 1083 человека.
По причине, прежде всего, обострившихся социальных проблем и низкого уровня заработной платы в последние годы росли темпы выбытия и сменяемости специалистов и руководителей, сменяемость их в 2000 году составила 6 процентов от фактически работающих.
Резко ухудшился качественный состав и профессиональный уровень руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий. На сегодняшний день лишь 29 процентов руководителей и специалистов имеют высшее образование, 12,5 процента руководителей и специалистов и 30 процентов руководителей среднего звена вообще не имеют высшего и среднего профессионального образования.
На начало текущего года вакантными являются 759 должностей руководителей и специалистов.
Заметно обострилась проблема закрепления на селе молодых специалистов. В прошлом году в сельхозпредприятия области пришли из сельхозакадемии лишь 12 процентов выпускников, из средних специальных учебных заведений - 15 процентов при ежегодном выпуске из Нижегородской сельскохозяйственной академии и семи средних специальных образовательных учреждений около 2000 человек.
Несмотря на спад производства не снижается острота проблемы обеспечения сельхозпредприятий кадрами массовых профессий. По состоянию на 01.01.2001 в области недостает 2000 механизаторов и 1300 рабочих животноводства.
На закреплении работников в аграрном секторе области крайне отрицательно сказывается и отсутствие строительства жилья и объектов социальной сферы.
Таким образом, кадровые проблемы на селе требуют принятия незамедлительных мер государственной поддержки и выработки новых подходов к их решению.
Концепция Программы базируется на Законах Российской Федерации от 13.01.96 N 12-ФЗ "Об образовании" и от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлении Правительства Российской Федерации от 10.02.2000 N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса" и других нормативных правовых актах Российской Федерации.
Возрастание роли кадров обусловлено, во-первых, необходимостью последовательной интенсификации производства, во-вторых, резким ухудшением демографической ситуации. Вместе с тем, новые социально - экономические реалии предъявляют повышенные требования к уровню квалификации работников сельского хозяйства.
Основные пути решения этих задач следующие:
формирование и организация работы по обеспечению социального заказа АПК области на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с объемами подготовки в агропромышленных учебных заведениях;
разработка и реализация комплексных мер, обеспечивающих соответствующий социальному заказу контингент абитуриентов, направляемых на учебу на основе целевого обучения, заключения контрактов;
улучшение работы по профессиональной профориентации учащихся сельских общеобразовательных школ и направлению их на учебу в аграрные образовательные учреждения;
рациональное использование руководителей и специалистов через систему их оценки и квалификационной оценки, программу формирования резерва, специального обучения и стажировки, разработку и реализацию системы социальных гарантий и льгот;
максимальное использование потенциала аграрных образовательных учреждений для организации работы Нижегородской консультационной службы АПК, обслуживающей запросы товаропроизводителей;
создание необходимых условий для повышения качества подготовки кадров, обеспечение их конкурентоспособности на рынке труда путем оказания финансовой поддержки учебным заведениям, основанной на многоканальности финансирования, создание специальных фондов для финансирования профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов и резерва руководителей сельхозпредприятий АПК, использование попечительства и спонсорства;
разработка и реализация комплексных мер, направленных на решение проблемы закрепления кадров на селе.
Основными целями Программы являются:
обеспечение сельскохозяйственной отрасли агропромышленного комплекса области управленческими кадрами и специалистами, уровень подготовки которых соответствует современным требованиям, предъявляемым к производству;
создание в области единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для села.
Эти цели достигаются путем решения следующих задач:
дальнейшего совершенствования и развития целевой подготовки специалистов сельского хозяйства высшей и средней квалификации из числа сельской молодежи в сельскохозяйственных вузах и средних специальных учебных заведениях области и за ее пределами;
развития дополнительного образования с широким охватом им руководителей, специалистов и фермеров, работающих в сельскохозяйственном производстве;
создания действенного областного резерва высококвалифицированных профессионалов, способных возглавить сельскохозяйственные предприятия, и их подготовка;
развития Нижегородской консультационной службы АПК как центра исследования кадрового потенциала АПК;
создания кадровых служб в районных управлениях сельского хозяйства;
совершенствования системы непрерывного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации работников сельскохозяйственных, пищевых и перерабатывающих предприятий;
укрепления учебно - материальной базы аграрных образовательных учреждений;
дальнейшей интеграции аграрной науки и образования за счет создания учебных научно - производственных комплексов, включающих учреждения высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, базовых организаций агропромышленного комплекса с широким использованием современных информационных технологий;
исполнения Закона Нижегородской области от 9 августа 1999 года N 63-З "О государственной поддержке руководящего кадрового потенциала Нижегородской области";
реализации программы "Стипендиат Губернатора для агропромышленного комплекса";
расширения деятельности Регионального института управления и экономики АПК, научно - методического обеспечения учебного процесса, развития материально - технической базы, создания нормальных условий для проживания и отдыха обучающихся;
дальнейшего совершенствования оценки состояния трудоустройства и использования специалистов АПК, их распределения на сельскохозяйственные предприятия.
Разделы | N | Мероприятия | Ответственные | Сроки, | Категории и | Финансирование | |
областной | другие источники | ||||||
1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров АПК | |||||||
Деятельность по | 1.1. | Определение потребностей в | Департамент сельского | Ежегодно | |||
1.2. | Определение потребностей в | ДСХ, РУСХ, ЦКП АПК, | Ежегодно | ||||
1.3. | Подготовка предложений по | ДСХ, РУСХ, НРИ АПК | Ежегодно | ||||
1.4. | Организация деятельности | ДСХ, Нижегородская | 2001 - | 100 тыс. руб. | |||
1.5. | Создание банка данных | ЦКП АПК | 2002 - | 300 тыс. руб. | |||
1.6. | Отбор руководителей и | ДСХ, НРИ АПК | Ежегодно | ||||
1.7. | Отбор руководителей и | ДСХ | Ежегодно | ||||
1.8. | Квалификационная оценка | ДСХ, РУСХ, НРИ АПК | Март 2001 | ||||
1.9. | Завершение организации | ДСХ, РУСХ, НКС АПК | 2002 - |
|
| ||
1.10. | Организация школ | ДСХ, НГСХА, НРИ АПК, | 2001 - | 500 тыс. руб. | Долевое участие | ||
1.11. | Проведение социологических | ДСХ, НРИ АПК, НКС АПК, | 2001 - | ||||
Дополнительное | 1.12. | Переподготовка и повышение | ДСХ, НРИ АПК, РУСХ | 2001 - | 1500 человек | 500 тыс. руб. | Долевое участие |
1.13. | Переподготовка и повышение | ДСХ, НРИ АПК, РУСХ | Март 2001 | 2610 человек | 522 тыс. руб. | ||
1.14. | Повышение квалификации | ДСХ, НРИ АПК | Ежегодно | по 250 человек | |||
1.15. | Подготовка руководящего | ДСХ, НРИ АПК | Ежегодно | по 2 группы | 3 000 тыс. | ||
1.16. | Подготовка антикризисных | ДСХ, Институт развития | 2001 | 1 группа - | 150 тыс. руб. | ||
Высшее | 1.17. | Подготовка специалистов с | РУСХ, НГСХА | Ежегодно | 250 чел. | За счет | |
1.18. | Подготовка специалистов по | ДСХ, РУСХ, НГСХА | 2001 - |
|
| ||
6 200 тыс. | |||||||
1.19. | Подготовка специалистов по | НГСХА | Ежегодно | 25 чел. | Долевое участие | ||
1.20. | Подготовка руководителей и | НГСХА | Ежегодно | 25 чел. | |||
Среднее | 1.21. | Подготовка специалистов | Средние специальные | Ежегодно | |||
1.22. | Целевая подготовка | Средние специальные | 2001 - | по 140 чел. | 3 025 тыс. | ||
1.23. | Компьютеризация учебных | Средние специальные | 2001 - | 400 тыс. руб. | |||
1.24. | Подготовка специалистов в | Нижегородский техникум | 2001 - |
| 100 тыс. руб. | ||
Начальное | 1.25. | Возобновление подготовки | Арзамасский | 2001 - | Группы по | 125 тыс. руб. | Долевое участие |
1.26. | Профессиональная подготовка | РУСХ, ДСХ, НРИ АПК | Ежегодно | 8 тыс. чел. | |||
Работа по | 1.27. | Профориентационная работа | Учебные заведения АПК, | Ежегодно | |||
1.28. | Организация и проведение | ДСХ, НГСХА, НРИ АПК, | 2001 - | Конкурс - | 100 тыс. руб. | ||
2. Интеграция аграрных учебных заведений и развитие системы непрерывного образования | |||||||
2.1. | Продолжение процесса | ДСХ, учебные и научные | 2001 - | ||||
2.2. | Совершенствование системы | Аграрные учебные | 2001 - | Перевозский | |||
2.3. | Разработка программы по | ДСХ, НГСХА | 2002 | 50 тыс. руб. | |||
3. Научное обеспечение реализации Программы | |||||||
3.1. | Разработка современных | ДСХ, НГСХА, НРИ АПК, | 2001 - | 2 500 тыс. | |||
3.2. | Издание справочника | ДСХ, НГСХА, НРИ АПК, | 2002 | 100 тыс. руб. | |||
3.3. | Активизация работы | ДСХ, НГСХА | 2001 - | 5 000 тыс. | |||
3.4. | Организация и проведение | ДСХ, НГСХА, НРИ АПК, | 2001 - | пять | 100 тыс. руб. | 210 тыс. руб. | |
3.5. | Проведение конкурса на | НГСХА, НИПТИ, ДСХ | 2001 - | 50 тыс. руб. | |||
4. Обеспечение социальных гарантий для руководителей и специалистов АПК | |||||||
4.1. | Работа по реализации Закона | ДСХ, РУСХ | 2001 - |
| |||
4.2. | Разработать и принять в | ДСХ | 2001 - |
| |||
4.3. | Создание специального фонда | ДСХ | 2002 | ||||
5. Развитие материально - технической базы АПК | |||||||
5.1. | Завершение строительства в | Арзамасский колледж, |
|
| |||
1 700 тыс. руб. | |||||||
5.2. | Строительство общежития в | Ильино - Заборский | 2001 - | 1 500 тыс. | 4 500 тыс. руб. | ||
5.3. | Новое строительство, | НГСХА, ДСХ | 2001 -2005 | 4 000 тыс. | 21 000 тыс. руб. | ||
ИТОГО: | 45 440 тыс. | 48 410 тыс. руб. |