Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи приоритетная в современном образовании. От решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает переход от развития одаренной личности к формированию одаренного общества, от образования элиты- к элитарному образованию.
Накоплен немалый опыт работы с одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего совершенствования. В течение многих лет в качестве экспертизы одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний выступают различного рода олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, выставки, летние школы и лагеря. Дифференцированное обучение широко используется в школах с углубленным изучением ряда предметов, лицеях, гимназиях.
Создаются общественные лаборатории и региональные центры по научному, научно-техническому и художественному творчеству. Средствами массовой информации все чаще обсуждаются проблемы развития одаренной молодежи.
Нижегородский регион, как один из центральных регионов России, всегда держал в поле зрения вопрос сохранения своего интеллектуального творческого потенциала.
В целях поддержки талантливых детей департаментом образования и науки совместно с ведущими учеными ННГУ, НГПУ, НГЛУ в системе проводят научно-практические конференции, турниры, конкурсы, олимпиады. Итогом многолетней целенаправленной работы в данном направлении является то, что нижегородская команда школьников серьезно заявила о себе на Всероссийских и Международных олимпиадах, причем ежегодно наблюдается тенденция роста победителей.
С 1998 года нижегородские школьники стали активными участниками Московского Форума "Одаренные дети".
В 1998 году был открыт Лицей-Центр обучения и развития одаренных детей. Обучение ведется по двум основным направлениям:
- педагогическое, в рамках реализации программы "Педагогические кадры";
- общеобразовательное.
Высокий уровень подготовки учащихся обеспечивают преподаватели НГПУ, НГЛУ.
Область имеет положительный опыт работы с талантливыми детьми, который заслуживает одобрения и дальнейшего развития. Однако до сих пор остается острой проблемой раннего выявления одаренного ребенка. По последним данным примерно пятая часть детей в дошкольном возрасте, т.е. 20 %, может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимых условий для развития их талантов.
Вместе с тем, координация работы различных учреждений и общественных объединений, направленная на поиск и развитие одаренных детей, носит весьма бессистемный характер.
Поэтому, опираясь на предшествующий опыт работы с одаренными детьми и молодежью в нашей стране и за рубежом, программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей.