Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Одаренные дети" на 2001 - 2005 годы

Подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми


Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета следующих факторов:

1. Профессионально-личностной позиции педагогов

2. Комплексного характера образования педагогов

3. Создания системы консультирования и тренингов

4. Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства

5. Демократизации и гуманизации всех обучающих процедур, создания творческой и свободной атмосферы учения

6. Особенностей контингента учащихся

7. Профессиональной подготовки и профессионального опыта педагогов

8. Специфики образовательной инфраструктуры: характерные условия, связанные с наличием тех или иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей.

В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться на следующих принципах:

- Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения

- Принцип этапности обучения

- Принцип единства теоретической и практической подготовки

Базовый компонент для профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:

- Общая профессиональная педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;

- Основные профессионально значимые личностные качества педагога.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:

- Психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности

- Профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:

- Не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;

- Не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться

- Профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и профессиональной внутренней мотивации; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту

Включаются мероприятия, направленные на обеспечение образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, квалифицированными кадрами (педагогами, психологами), владеющими современными методиками и технологиями выявления и обучения одаренных детей.

Кадры: Проектирование региональных и межрегиональных моделей кадрового обеспечения работы с одаренными. Организация курсов, семинаров, конференций по проблемам работы с одаренными детьми. Подготовка студентов педагогических вузов к работе с одаренными школьниками, привлечение их к практической внеклассной и внешкольной работе с одаренными. Привлечение к работе с одаренными и решению возникающих научно-методических проблем ученых и специалистов соответствующих профилей.

Научно-методическое обеспечение, издательская деятельность: Создание лаборатории по проблеме формирования системы работы с одаренными детьми на территории Нижегородской области. Разработка и издание методических рекомендаций для учителей и родителей по работе с одаренными, совместная издательская деятельность, распространение литературы по заказам регионов. Работа со средствами массовой информации.

Работа с психологическими службами: Создание новых форм работы с одаренными детьми.