Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Одаренные дети" на 2001 - 2005 годы

Направления работы с одаренными детьми в сфере образования


Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшее из даров природы. Даром этим природа отличает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Поэтому большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Признание социальной значимости проблемы обучения одаренных детей - важный шаг к ее решению. Но признание и вызванное им повышенное внимание сами по себе не могут служить гарантией решения. Это решение надо искать, заново пересматривая многие отечественные культурно - образовательные традиции, изучая зарубежный опыт, проводя теоретические и экспериментальные исследования.

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности, составляющей сферу их интересов.

Выявление, обучение и развитие одаренных детей образуют единую систему. Ни одна из этих форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. Так, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

В связи с тем, что потребности и возможности одаренных детей весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. В качестве основных направлений работы с одаренными детьми следует выделить:

1. Систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь детских садов обще развивающего вида, центров развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающих учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающих преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;

2. Систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;

3. Систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

4. Систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (в том числе лицеев, гимназий, нетиповых образовательных учреждений высшей категории и т.п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.