Действующий

О Программе содействия занятости населения Нижегородской области на 2001-2003 годы

2.1. УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ И УСЛОВИЙ ОХРАНЫ ТРУДА. ОПЛАТА ТРУДА



Использование устаревших технологий, моральный и физический износ оборудования и других основных фондов, недостаточное обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты и их низкое качество, низкий уровень организации работ, недостаточное внимание работодателей к вопросам улучшения условий и охраны труда являются основной причиной неудовлетворительного состояния условий и охраны труда на многих предприятиях и организациях области.

Ежегодно около 4,0 тыс. человек получают производственные травмы, из них более 100 со смертельным исходом, более 300 человек становятся инвалидами вследствие трудовых увечий и профзаболеваний, у более чем 500 человек выявляются профессиональные заболевания.

Каждый пятый из занятых в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи работает в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, или занят тяжелым физическим трудом, или работает на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности.

В целях улучшения условий и охраны труда, профилактики производственного травматизма и профзаболеваний, повышения заинтересованности работодателей в решении задач охраны труда предусматривается:

- совершенствование на областном уровне нормативной базы в сфере охраны труда;

- повышение социальной защищенности работающих в случае получения производственной травмы или профессионального заболевания;

- усиление государственного надзора и контроля за исполнением законодательства об охране труда, финансированием мероприятий по охране труда, проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, созданием служб охраны труда, обучением руководителей, специалистов и всех работающих;

- совершенствование системы государственного управления охраной труда на уровне области и органов местного самоуправления;

- разработка и реализация Программы улучшения условий и охраны труда на предприятиях и в организациях области на 2001-2003 годы;

- осуществление систематического контроля за разработкой и реализацией мероприятий по охране труда коллективных договоров;

- организация обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты и правильности их применения, а также санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;

- создание института уполномоченных лиц и совместных комитетов (комиссий) по охране труда.

Либерализация отношений в социально-трудовой сфере привела к возникновению ряда негативных тенденций в сфере оплаты труда, обесцениванию рабочей силы. Наблюдается значительная дифференциация уровня оплаты труда между отраслями экономики, профессионально-квалификационными группами работающих.

В целях повышения цены рабочей силы необходимо обеспечить:

- опережающие темпы роста заработной платы над уровнем инфляции, т.е. осуществление ее индексации в зависимости от роста индекса потребительских цен и установленного порога инфляции, в том числе и индексации при задержках выплат начисленной заработной платы;

- ликвидацию задолженности по заработной плате в организациях независимо от форм собственности путем привлечения всех активов предприятий, кредитов банков;

- установление минимальной заработной платы на обоснованном уровне, поэтапное приближение минимальной заработной платы к бюджету прожиточного минимума работающего;

- обязательное увеличение заработной платы в случае увеличения налоговой нагрузки не в пользу работника;

- поэтапное приближение заработной платы в бюджетной сфере к средней заработной плате в промышленности.