Институциональные преобразования в 2000 году будут осуществляться в соответствии с Концепцией управления собственностью в Нижегородской области и разработанной на ее основе Комплексной программой.
Принятие и реализация Закона "О праве государственной собственности Нижегородской области" определит полномочия и закрепит практику всех государственных органов в управлении собственности.
Главные усилия Администрации области и других государственных структур направляются на развитие и совершенствование всей системы управления имущественным комплексом области и имущественными отношениями, включая государственную поддержку частной собственности, для экономической стабилизации и поступательного развития региона.
Продолжится процесс разграничения полномочий управления имущественными объектами между федеральным центром, субъектом Федерации и муниципальными образованиями. От предприятий федеральной и областной собственности на баланс муниципалитетов будет передано около 2000 объектов социальной сферы.
Начнется процесс реорганизации государственных унитарных предприятий, появятся государственные казенные предприятия, полностью финансируемые государством. Будет введен новый порядок отчетности руководителей унитарных предприятий и представителей государства в органах управления открытых акционерных обществ. Появится информационный реестр экономической эффективности акционерных обществ и предприятий с государственным участием, что позволит достаточно объективно оценивать результаты деятельности руководителей. Вводятся дополнительные правовые механизмы по обеспечению эффективного использования имущества на госпредприятиях и исключению действий по его нерациональному использованию.
Продолжится развитие института представителей государства в органах управления акционерных обществ. Будут предприняты меры, направленные на передачу Нижегородской области в управление пакетов акций федеральной собственности ОАО, а также увеличению доли государства в уставных капиталах акционерных обществ.
Продолжится оптимизация структуры государственного сектора экономики через процедуры приватизации, банкротства, ликвидации, реорганизации и создание новых государственных предприятий.
Особое значение придается регулированию рынка недвижимости для среднего бизнеса и малого предпринимательства, территориально-производственных зон в целях обеспечения развития необходимых производств и роста бюджетных поступлений.
Главным направлением остается развитие арендных отношений на рыночных условиях. По аренде нежилых помещений создана необходимая нормативно-правовая и организационная база: введена единая методика расчета арендной платы на территории области на основе массовой оценки; внедрены рыночные ставки аренды, учитывающие характеристику помещения, здания, а также зонирование; введен учет специфики деятельности пользователя помещений при расчете арендной платы; разработан механизм привлечения инвестиций в реконструкцию и капремонт нежилых помещений под гарантию получения в собственность доли в объекте недвижимости государственной собственности.
Задача состоит в том, чтобы провести полную инвентаризацию и массовую оценку и в максимальной степени включить в рыночный оборот имеющуюся недвижимость.
Предстоит совершенствовать функционирование единой системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Завершить формирование общей структуры технической инвентаризации недвижимости ГУП "Нижтехинвентаризация" во всех городах и районах.
Для усиления государственной поддержки предпринимательства и влияния на его развитие создается Лицензионная Палата Нижегородской области.
По прогнозам средства, получаемые от управления государственной собственностью, возрастут. Поступления в федеральный бюджет составят 21,0 млн.руб.; в областной - 22,1 млн. руб.