Действующий

Об утверждении "Основных направлений социально-экономического развития Нижегородской области на 2000 год"

Экологическая ситуация.


Ситуацию 1999 года в области экологии можно охарактеризовать как достаточно напряженную, что обусловлено наличием большого количества экологически опасных производств, токсичных отходов химических и промышленных предприятий, магистральных и других нефте-, газо- и продуктопроводов, напряженной транспортной сети.

Основными экологическими проблемами области в настоящее время являются:

Загрязнение водных объектов. Во многих районах области практически нет очистных сооружений, удовлетворяющих установленным требованиям. В связи с крайне неблагополучной водоохранной обстановкой, сложившейся в ряде населенных пунктов области, Государственным комитетом по охране окружающей среды Нижегородской области и областным центром госсанэпиднадзора приняты постановления о запрещении строительства, приемки в эксплуатацию вновь построенных и реконструируемых объектов, а также о прекращении выдачи заключений по отводу земельных участков, выбору площадок под промышленное, жилищное строительство и строительство объектов соцкультбыта, согласования проектов новых и реконструируемых объектов, пусковых комплексов. Такие постановления вынесены по городам: Павлово, Богородск, Городец, Лукоянов, Первомайск, Ветлуга, Княгинино, рабочим поселкам Красные Баки, Пильна, Воскресенское, Ардатов, Ковернино, Сосновское, Вача. 10 августа 1999 года Нижегородгоскомэкологии вынес аналогичное постановление № 13 по селу Хвощевка Богородского района, т.к. имеющиеся в селе очистные сооружения канализации находятся в нерабочем состоянии.

В связи с дефицитом средств, работы по строительству и реконструкции очистных сооружений ведутся крайне медленными темпами. Продолжаются работы по строительству очистных сооружений в г.Городце, Первомайске, р.п.Ковернино, по реконструкции очистных сооружений канализации в г.Арзамасе, УЗ-62/6 в Варнавинском районе, УЗ-62/3 в Краснобаковском районе.

Недостаточное обеспечение населения качественной питьевой водой. Системы водоподготовки областного центра и городов области крайне устарели, заложенные в них технологии не обеспечивают здоровье жителей. В настоящее время в 25 городах и районных центрах области качество питьевой воды не соответствует установленным санитарным нормам. Наиболее неблагополучная ситуация сложилась в городах: Кстово, Бор, Дзержинск, Павлово, Выкса, Кулебаки, Навашино, Сергач, Ветлуга, Шахунья, Заволжье, рабочих поселках Пильна, Сосновское, Вача, Перевоз, Бутурлино, селах Б.Болдино, Вад, Гагино.

За 10 месяцев года в рамках реализации губернаторской программы "Чистая вода - детям" установлена 61 система доочистки питьевой воды в детских и медицинских учреждениях области в Дзержинске, Выксунском, Кстовском, Починковском, Б.Болдинском, Балахнинском, Борском, Дивеевском районах. Заключены договора на сервисное обслуживание систем в Балахнинском, Борском, Шахунском. Вачском, Ардатовском и Городецком районах. В г.Н.Новгороде, Ардатовском и Б-Болдинском районах работают системы доочистки воды коллективного пользования.

Загрязнение атмосферного воздуха. Продолжается реализация мероприятий по развитию автомобильного транспорта на природном газе и по поэтапному переводу автотранспорта на экологически чистое дизельное топливо. На территории области реализуется только неэтилированный бензин, что позволило исключить выбросы свинца. Внедряются системы нейтрализации выхлопных газов на пассажирском и грузовом технологическом транспорте. Продолжаются работы по реконструкции котельных с целью сокращения выбросов диоксида серы путем прекращения или снижения доли использования высокосернистого мазута и перевода их на природный газ и жидкое топливо. В то же время, из-за отсутствия финансирования прекращено строительство газопроводов к Дзержинской ТЭЦ (с 1996 г.), ТЭЦ ОАО "ГАЗ" (с 1998 г.), под угрозой находится строительство газопроводов к Сормовской ТЭЦ, приостановлены работы по строительству газовой котельной на ОАО "Павловский автобус".

На ОАО "НОРСИ" с 1998 года из-за прекращения финансирования в рамках ФЦП "Топливо и энергия" приостановлено строительство комплекса глубокой переработки мазута КТ-1/2, позволяющего получить малосернистый мазут. Из-за сокращения объема переработки нефти прекращен выпуск автомобильных бензинов с присадками и улучшенными экологическими свойствами.

Загрязнение, связанное с большим количеством накопленных ранее и образующихся ежегодно отходов. С целью организации производства и внедрения оборудования по переработке и утилизации бытовых и промышленных отходов принято распоряжение губернатора о создании государственного учреждения "Дирекция программы "Экология региона". Проведены работы, связанные с запуском биоэнергетической установки для переработки отходов Сергачской птицефабрики. Продолжалась переработка шлакоотвала (отходы металлургических производств) АО "Нижегородский машиностроительный завод". Ведется доработка и согласование областной целевой программы "Отходы".

Недостаточное финансирование природоохранных мероприятий. Из предусмотренных законом области об областном бюджете на 1999 год 615,6 тыс. руб. по строке "Охрана окружающей среды" за 10 месяцев профинансировано лишь 142 тыс. руб., кредиторская задолженность составляет 267,2 тыс. руб. Финансирование природоохранных мероприятий осуществлялось, в основном, за счет средств экологических фондов, что явно недостаточно. В то же время, имеется ряд проблем, по формированию доходов экологических фондов:

сложное финансовое состояние предприятий - природопользователей;

изыскание дополнительных источников пополнения экофондов в связи с введением единого налога на вмененный доход на организации - природопользователи, подпадающие под действие этого налога;

отсутствие законодательной базы по индексации базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды.

1.2. Выполнение основных бюджетообразующих показателей прогноза социально-экономического развития области в 1999 году.

Социально-экономическое развитие области в 1999 году определилось целым рядом факторов федерального уровня:

· политических:

1. Отсутствие твердой и целенаправленной экономической политики в государстве, отвлечение финансовых ресурсов на внеэкономические цели.

2. Сильная зависимость от иностранных финансовых институтов и политики цен на мировом рынке.

· экономических. Сокращение федерального бюджетного финансирования, потеря потенциальных инвесторов, сворачивание ряда социальных программ, финансируемых из федерального бюджета, в связи в войной на Северном Кавказе и началом предвыборной кампании. Последствия финансового кризиса 1998 года и, в связи с этим, высокий уровень инфляции, изменения налогового законодательства не в пользу субъектов РФ (НДС, подоходный налог, налог на прибыль) отрицательно сказались на выполнение бюджета области несмотря на рост налогооблагаемой базы.

· социальных. Процент населения старше трудоспособного возраста (пенсионеров) по области составляет 29% ( по РФ - 20,8%).

1.2.1. Оценка основных показателей социально-экономического развития, принятых для расчета консолидированного бюджета области на 1999 год.

  

      19

98 г.

  

  

  

  



          Показатели

Единица измерения

оценка,
принятая при утверждении прогноза ЗС 22.12. 98.
№235.



отчет

1999 год
прогноз утверж-
денный ЗС


22.12. 98.
№235


1999 год
факт
(* оценка)


% выполнения от утверж-
 денного


прогноза.

отклонение оценки от утверж-
денного


прогноза
 ( +\-)


Материальное производство

  

  

  

  

  

  

  

Валовая продукция в отраслях экономики- всего в действующих ценах

млн. руб.

59100

73586,4

80000

112215

140,3

+32215

в том числе:

  

  

  

  

  

  

  

объем продукции промышленности в действующих ценах

млн. руб.

40500-41000

42260

53000

73153,5

138

+20153,5

индекс физического объема

темп роста, %

98,6

98.5

98-100

112

  

+14-12

объем валовой продукции сельского хозяйства в общественном секторе в действующих ценах.

млн. руб.

3290

3116

4400

5336

121,3

+936

в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года.

темп роста, %

95,5

93,4

100

97,8

  

-2,2

объем продукции (работ, услуг) строительства в действующих ценах

млн. руб.

5370

6098

6100

6893

113

 +793

в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года.

темп роста, %

92

97

93

92,9

  

+0,1

валовые доходы транспорта и связи

млн. руб.

10266

10849,7

13800

13444

97,4

-356

Амортизация - всего

млн. руб.

5070

5070

4590

6829*

148,8

+2239

в том числе в промышленности

млн. руб.

2120

2120

1750

2700*

154,3

+950

Прибыль - всего в действующих ценах

млн. руб.

8600

8100

9000

12800

142,2

+3800

Капитальные вложения

  

  

  

  

  

  

  

Капитальные вложения за счет средств консолидированного бюджета области в действующих ценах.

млн. руб.

565

652

822

863

105

+41

Труд

  

  

  

  

  

  

  

Фонд оплаты труда - всего

млн. руб.

15400

14554

20500

20234,5

98,7

-265,5

к соответствующему периоду прошлого года.

темп

роста %

  

111,5

133.1

139*

  

+5,9

Внешнеэкономическая деятельность

  

  

  

  

  

  

  

Объем реализации продукции сферы материального производства на экспорт

млн. руб.

7335

7727

15223

15665

102,9

+442 -

Потребительский рынок

  

  

  

  

  

  

  

Розничный товарооборот в действующих ценах

млн. руб.

18200

18506

26780

27705

103,5

+925

в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года

темп роста, %

90,0

89,1

95

74

  

-21

Индекс роста потребительских цен

%

130,0

134,0

158,7

201,3

  

  

Платные услуги в действующих ценах.

млн. руб.

5200

4868

8500

5100

60

-4400

в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года

темп роста, %

100

104,4

100

102,5

  

+2,5

Производство алкогольной продукции

  

  

  

  

  

  

  

в том числе:

  

  

  

  

  

  

  

Спирт этиловый

тыс. дал.

1100

1042,9

1470

1608,7

109,4

+138,7

к соответствующему периоду прошлого года

темп

роста %

  

96,5

  

140,9*

  

  

Водка и ликероводочные изделия

тыс. дал.

3900

3606

4450

4105,1

92,2

-344,9

к соответствующему периоду прошлого года

темп

роста %

  

  

  

131,4

  

  

Вина виноградные, плодовоягодные и шампанское

тыс. дал.

1000

909,8

1390

657,8

47,3

-732,2

к соответствующему периоду прошлого года

темп

роста %

  

70

  

72,3

  

  

Пиво

тыс. дал.

3000

2904,7

3178

4215,7

107,7

+1037,7

к соответствующему периоду прошлого года

темп

роста %

  

96,6

  

145,1