Действующий

Об утверждении "Основных направлений социально-экономического развития Нижегородской области на 2000 год"

2.2.8. Кадровая политика

Ухудшение социально-экономической ситуации в регионе, вызванной, в первую, очередь спадом промышленного производства, весьма негативно отразилось на системе подготовки и формирования резерва кадров всех уровней: управленческих, инженерно-технических, рабочих. В период с 1992 по 1998 г. снижение объемов промышленного производства, инфляционные процессы, падение уровня жизни населения, сокращение номенклатуры и объемов выпускаемой продукции, особенно в сфере ВПК, не ставили в разряд приоритетных проблемы обучения и формирования кадрового резерва.

Руководители большинства предприятий пассивно наблюдали за нарастанием "кадрового вакуума", а в ряде случает были заинтересованы в фактическом старении кадров, не финансировали программы подготовки кадров, не разрабатывали механизмов социальной поддержки и защиты кадров. В результате высшие учебные заведения вынуждены были ввести в практику выдачу "свободных дипломов", позволяющих выпускнику самостоятельно искать место работы. Многие ВУЗы не контролируют распределение выпускников, в результате по специальности работают от 5 до 15% специалистов.

Сокращение персонала на производстве происходило, в основном, за счет молодых специалистов и рабочих. Данное обстоятельство до предела снизило престиж инженерно-технических и рабочих профессий. На предприятиях стала ощущаться нехватка квалифицированных рабочих кадров и кадров ИТР, что связано и с демографическими процессами.

Подъем промышленного производства потребует ускоренного решения задач в области кадровой политики. В первую очередь воссоздания системы подготовки и повышения квалификации управленческих и рабочих кадров предприятий. Нижегородская область имеет все возможности для организации качественной подготовки и повышения квалификации кадров всех уровней и отраслей экономики. На крупнейшем предприятии ОАО "ГАЗ" действуют база подготовки кадров, осуществляющая ежегодную подготовку до 25 тыс. специалистов. Учебные заведения НПО ежегодно готовят около 14 тыс. специалистов рабочих профессий.

В направлении подготовки управленческих кадров с 1997 г. активно действует Президентская программа подготовки управленческих кадров в области менеджмента, маркетинга, финансов. В 2000 г. количество стажеров программы по Нижегородской области достигнет 500 чел. Создан Совет по кадровой политике при губернаторе области. Произведено закрепление руководителей отраслевых департаментов за подготовкой кадров по отраслям экономики.

Задачи Администрации в области кадровой политики на 2000 г.

1. Восстановить систему учета инженерно-технических и рабочих кадров на предприятиях с предоставлением в органы статистики соответствующей информации.

2. Разработать механизмы по оказанию государственной и иной поддержки предприятиям, активно занимающимся вопросами подготовки и формирования кадрового резерва и отчисляющих на указанные цели не менее 1,5% прибыли.

3. Провести организационно-территориальное закрепление предприятий за учебными заведениями НПО с целью повышение качества подготовки специалистов рабочих профессий.

4. Разработать нормативную базу по восстановлению на градообразующих предприятиях, предприятиях ВПК, государственных и муниципальных предприятиях системы резерва и ротации кадров.

5. Разработать единую (областную) программу подготовки кадров всех уровней по отраслям экономики.

6. Создать областную и муниципальную системы резерва кадров (государственных (муниципальных) и управленческих) при Администрации области и муниципальных образованиях.